Поехать в это удивительное по красоте место с невероятной природой, нетронутой современной цивилизацией, и увидеть все своими глазами мне захотелось после просмотра фильма Андрея Кончаловского «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына», получившего премию «Серебряного льва» на Венецианском фестивале в 2014 году. Один из героев фильма сказал: «Вот там где-то за горизонтом жизнь такая, не знаю, сиреневая, алая… ну, в общем, хорошая…, а посмотришь вблизи такая же серая…» И вот из нашей будничной вертепной «ало-серой» жизни мне захотелось вырваться в эти чудесные, увиденные в кино и необыкновенные по красоте места. Меня поразила божественная красота Кенозерья и оглушающая тишина вокруг. Когда находишься там и смотришь на водную гладь озера, на старенькие деревеньки, приютившиеся на берегу, невольно ощущаешь, будто пребываешь в другом временном отрезке, другой реальности. В эти моменты кажется, что прошлое связывает тебя с настоящим невидимой тоненькой ниточкой. Сопоставляя образ почтальона, показанный в фильме, с нами сегодняшними, я вдруг отчетливо разглядела некую связь тех отдаленных, живущих размеренной жизнью деревень в Архангельской области с безудержным и быстротечным настоящим — связь безвременья и современности, акцент на нашем различии. Мы все время куда-то бежим, торопимся по делам, существуем в огромном мегаполисе в сумасшедшем ритме, а где-то там, «в краю былинном, сказочном» живут точно такие же люди, совершенно обычные, доброжелательные, простые, неизбалованные и неискушенные, радующиеся мелочам и находящие счастье в малом. Из-за удаленности от столицы они фактически живут вне нашего государства, практически предоставлены сами себе и главным связующим звеном между ними и «большой» землей выступает как раз почтальон, который не только разносит почту, но и слушает, а главное слышит этих людей, оторванных от цивилизации. Он постоянно находится на волне сочувствия и помощи, как маяк для потерявших курс кораблей. Быть может, как раз эта удаленность и оставляет этих людей в гармонии с самими собой и северной природой, позволяет им чувствовать, мыслить, быть душевными, и как нам порой не хватает именно таких ощущений в повседневной столичной жизни.



О К е н о з е р ь е
«Откуда эта музыка?
С небес? С земли?
Теперь она умолкла?»
У. Шекспир «Буря»
В нашей необъятной стране довольно немного мест, где природное и культурное наследие сохранилось бы так полно и многогранно, как в Кенозерье. Это один из уцелевших островков исконно русского деревенского жизненного уклада, обращенного к древним истокам и сохранившего чистоту и богатство своего внутреннего мира. Здесь поразительным образом гармонично существует человек и природа.
Кенозерский национальный парк расположен на юго-западе Архангельской области, протяженность парка с севера на юг составляет 72 километра, с запада на восток – 27 километров. Свое название он получил от одноименного озера Кено или Кенозера. В 2004 году парк включен во Всемирную сеть биосферных резерватов ЮНЕСКО. Парк состоит из двух секторов, совершенно непохожих друг на друга – Каргопольского (с центром в деревне Морщихинская и озером Лекшмозеро) и Плесецкого (с центром в селе Вершинино и озером Кенозеро). Чтобы осмотреть первый сектор парка можно неспешно прогуляться по специально разработанным пешим маршрутам и изучить озерную систему, пройдя на лодочках по водной глади среди огромного числа белоснежных кувшинок, вдыхая полной грудью свежий воздух и слушая тишину. Для того чтобы увидеть разнообразие второго сектора следует совершить водный переход с посещением юга и севера Кенозера и побывать в полузаброшенных русских деревнях, изучая жизненный уклад и быт, а также уникальные памятники деревянного зодчества Русского Севера с их красочными «небесами».



Итак, остановимся подробнее на них и заострим особое внимание на наиболее важных, на мой взгляд, особенностях каждого сектора.
К а р г о п о л ь с к и й с е к т о р
Пребывая в этой части национального парка, я совершила очень много пеших прогулок по экологическим тропам. Одно из мест, которое поражает и восхищает одновременно, имеет очень красивое название Северный экватор – это так называемый водораздел, проходящий по узкому хребту между двумя разноуровневыми озерами – Вильно и Масельга. Уникальность этого чуда природы состоит в том, что воды озер относятся к бассейнам разных морей – Белого и Балтийского, а соответственно и разных океанов – Атлантического и Северного Ледовитого. Минимальное расстояние между океанами составляет 80 метров, а высота гряды колеблется в пределах 3-10 метров. Весь масштаб этого величественного творения природы, всю полноту, можно лицезреть при съемке с высоты птичьего полета, которую мне удалось осуществить. Водораздел соединяет деревню Морщихинская с другой деревней Масельга, что в переводе с финского означает «земляная гора». Деревня действительно как будто возвышается над одноименным озером, утопая в ароматах луговых цветов и трав, а рядом располагается прекрасная сосновая роща. Гуляя в глубине по лесной дороге, можно обнаружить множество других озер, образующих водную систему Кенозера, а также самую высокую точку деревни – Хижгору, на вершине которой возвышается пятиглавая деревянная церковь Александра Свирского постройки 1871 года. На колокольню церкви можно подняться, чтобы лицезреть всю ширь и бескрайность кенозерских лесов и озер. Водные пути по живописнейшим озерам в прошлом имели очень важное значение для местного населения, именно по ним можно было в кротчайшие сроки добраться до других труднодоступных сел и отдаленных деревень. Совершенно особой в этом плане является система пяти живописнейших озер, которая прилегает к озеру Масельга. Все озера соединяются природными протоками и искусственными каналами, а сама система продолжает свое существование и за пределами парка, на территории Республики Карелия. Проходя на деревянной лодочке по зеркальной глади озер, я наблюдала цветение водяных лилий и ощутила полное умиротворение и единение с природой северного края.




















П л е с е ц к и й с е к т о р
Пребывание в этом секторе рисует перед глазами наиболее полное представление о Кенозерском крае, является его визитной карточкой, именно после посещения Плесецкого сектора вырисовывается целостная картина о путешествии. Символом Кенозерья считается часовня Николая Чудотворца, расположенная на холме, которая как будто парит над озером и центральным селом парка – селом Вершинино (особенно хорошо это просматривается с воды). Таких часовен в этом секторе парка довольно много, и располагаются они как в южной акватории озера, так и в северной. Каждая по-своему уникальна и неповторима, добраться до них можно только водным транспортом, и в этом есть своя прелесть. Отличительной особенностью часовен являются «небеса» — конструкция потолочного перекрытия в виде неба, имеющая форму пологой усеченной пирамиды, грани которой тянутся и сходятся в центре, имеющем форму круга. Такая живописная иконописная роспись потолка характерна только для Кенозерья (редко, но все же встречается в Кижах (Республика Карелия), Малых Корелах (Архангельская область). В настоящее время часовен с «небесами» здесь сохранилось 15, и все они разные — где-то потолок украшен утренним небом, где-то дневным, предзакатным, ночным или даже звездным. Сборная конструкция «небес» выполнена из жесткого каркаса и накладных расписных граней. Большинство «небесных» росписей в часовнях выполнено в технике масляной живописи. Потолочный свод может состоять из восьми, двенадцати или шестнадцати граней. Появление именно такой потолочной формы и росписи на гранях можно связать с желанием приблизиться и создать прообраз каменной церкви. Известно, что купол христианского храма является символом неба и согласно всем правилам в верхних частях сооружения изображаются только сцены, происходившие на небе или связанные с ним. Каркас «небесной» конструкции напоминает солнце с расходящимися лучами. Живопись зримо разрушает плоскость потолка и визуально увеличивает его внутреннее пространство. Так как преобладающим цветом в фонах «небесных» композиций является голубой, то и название в народе они получили очень красивое – «небеса». Уникальность кенозерских «небес» состоит еще и в том, что все они непосредственно находятся в часовнях, то есть в тех пространствах, для которых они собственно и предназначались изначально. У каждой часовни есть свой хранитель — он оберегает ее покой и следит за порядком, а это значит, что традиции, заложенные испокон веков, почитаются и соблюдаются, им верны и это не может не вызывать глубокое восхищение и уважение.
Я очень рада тому, что мне удалось побывать в таком благодатном месте и проникнуться всей душой к этим чудесным краям, приветливым людям, которые не отделяют судьбу родной деревни от своей собственной, увидеть безоблачные чистые «небеса» Севера. Только путешествуя по таким местам осознаешь, насколько важно сохранять и изучать наследие предков, беречь нашу культуру для будущих поколений. Ведь все наше культурное богатство умирает и теряет смысл, когда нет людей, почитающих, уважающих и берегущих свое прошлое.
Нет, не умолкла эта дивная музыка, она по-прежнему звучит плавно и мелодично, расстилаясь молочными туманами над глазами-озерами, проливаясь летним дождем на изумрудные луга, обволакивая кроны лесных деревьев, наполняя жизнью и светом все вокруг. И эта музыка, я уверена, теперь слышна в сердце каждого, кто побывал в Кенозерье.


















6 рекомендаций по месту:
- побывать на Северном экваторе – месте, где проходит Великий водораздел двух морей и океанов;
- пройти на весельных лодках по Системе пяти озер;
- устремить свой взор в кенозерские «небеса»;
- побывать в северной и южной части озера Кено;
- полюбоваться ширью и гладью Кенозера у часовни Николая Чудотворца, расположенной на обзорном холме в селе Вершинино;
- посетить деревню Глазово, расположенную на севере Кенозера, где по моему личному убеждению наиболее гармонично вписана в природный ландшафт одна из часовен с «небесами» — часовня Сошествия Святого Духа 18 века.



Автор истории – Тимофеева Татьяна (Instagram — @tt_photo, сайт — www.tt-photo.livejournal.com)