Интервью

Создавать посуду своими руками: интервью с Асей Вахмистровой

В нашей постоянной рубрике «Своими руками» Мы рассказываем вам о талантливых людях, которые делают этот мир прекраснее.  Сегодня мы хотим познакомить вас с Асей Вахмистровой — мамой, которая лепит очень атмосферную посуду. Именно такими произведениями искусства хочется наполнять свой дом, такая посуда всегда уникальна, она создается с особенным вниманием, теплом и любовью. Ася очень подробно рассказала обо всех этапах лепки, желаем вам приятного знакомства!

Как вы начали изготовлять посуду? Это ваша основная работа?

С посудой все вышло неожиданно: после окончания академии выяснилось, что нужно зарабатывать деньги, и что керамикой это сделать не так просто, как мне думалось сначала, некоторые из наших выпускников стали расписывать фарфор, некоторые занялись реставрацией, некоторые стали делать сувениры, а я посуду, просто потому что были заказы, небольшие, но, казалось, постоянные. Сначала это были в основном реконструкторы, которым нужны были горшки и миски с пивными кружками, чтобы не позориться с пластиковыми стаканчиками на выездных пирах, затем постепенно стали заказывать просто посуду, и я стала больше уделять времени этому вопросу.
Понемногу начал накапливаться опыт, т.к. во всем он необходим, затем появилось много симпатичных маркетов и много хэндмэйдеров, пришла мода на горошки, и я стала что-то красить горошками. Правда, это скорее дань именно покупателям. Постепенно сформировался некоторый общий образ посуды, но, признаться если бы я это делала не на продажу то он был бы совсем другой, менее милый, может быть, более живой. Это не моя основная работа, изготовление керамики показало себя как очень трудный способ заработать, пришлось получить другую специальность чтобы как-то обеспечивать себя, а это оставить скорее как безобидное хобби.

Как удается совмещать материнство и работу? Как организовано ваше рабочее место или мастерская?

Ох, пока к сожалению никак, но я надеюсь научиться это делать. Сейчас я планирую работать дома и обжигать все у друзей, а так, обычно, это сьемные вскладчину помещения на промзоне, там дешевле, и при этом есть необходимые условия для печи, правда эстетически не всегда радует такая обстановка, но это уж как повезет. Мне бы, конечно, хотелось иметь свою мастерскую, пока это только мечта.

Что вас вдохновляет на каждый чайник, тарелку, кружку?

Меня вдохновляет материал, работать с глиной очень приятно, крутить на гончарном круге вдвойне приятнее, жаль что не так много времени удается посвятить каждому отдельному предмету. У меня часто работает случайность, поэтому вещи такие просто потому, что они такие получились, а не потому, что это давно запланированная форма, иногда в неожиданном результате тоже есть что-то хорошее.

Какая посуда у вас дома?

Дома у меня обычный советский фаянс с ужасными деколями. Я надеюсь, когда буду жить в своем доме или квартире, тогда буду уже пользоваться ручной посудой, просто для хорошей авторской посуды нужны некоторые условия, особые полки куда ее ставить, чтобы все было эстетично, какой смысл заводить кучу замечательных вещей на обычной советской кухне? Но правда несколько авторских предметов у меня в постоянном пользовании есть. Их всего два – чайник и сахарница.

Думали ли вы в детстве, что будете этим заниматься, возможно уже тогда делали маленькие чайнички?

Я лепила в детстве с мамой моей подруги, мы лепили целой компанией какие-то народные игрушки, мне все это страшно не нравилось, но в итоге сложилось все так, что я захотела поступать именно на керамику, хотя даже не представляла как и многие, что это на самом деле, и что придется делать. Мне кажется, так почти в любом деле, пока не занимаешься, думаешь одно, а потом оно открывается с самых неожиданных сторон.

Сколько времени уходит на создание одного произведения?

Это трудоемкий и времезатратный процесс, он разбивается на множество этапов. Если взять, например, простую чашку и делать ее одну, то без учета подготовки глины и рабочего места, получится примерно так: крутится на станке она минут 10 не больше, подсушивается феном минут 5 – 10, срезается, и должна еще постоять полчаса – час, затем нужно проточить донышко иначе оно будет некрасивым и плоским, в донышке должна быть выемка, чтобы потом ее заполнить глазурью, и  у предмета была ножка, донышко протачивается от 5 до 10 минут.
Нужно сделать и приклеить ручку, она делается минут 5, сохнет около получаса и приклеивается минут 5. После этого чашка должна высохнуть, это где то 12 -20 часов. Потом ее надо замыть и зашкурить, 5-10 минут, обжечь. Обжиг длится около суток, затем изделие глазуруется, оттого, каким цветами и как, конечно, зависит время, от 10 минут и до бесконечности. Когда же делается одновременно 10 чашек то конечно время умножается на 10 без учета обжигов, и появляется больше медитативной приятно работы, хотя похоже на конвеер.

Как вы отдыхаете? Часто ли вы устраиваете семейные чаепития? Какой ваш любимый пирог?

Я люблю гулять, очень люблю Питер и гулять по нему для меня большое удовольствие, и природа, конечно, тоже является большим отдыхом. Сам вопрос на самом деле очень с подвохом, и коллеги меня поддержат, сложно сказать, отдыхаем ли мы вообще. Обычно не до отдыха, то заказ, то маркет, то выставка, то творческие идеи. Чаепития происходят с друзьями, с которыми вижусь очень редко, поэтому посиделки затягиваются, а пироги играют второстепенную роль, но вообще, конечно, домашние пироги это прекрасно, даже неважно с чем, очень вкусно с морошкой.

Если бы у вас была мастерская мечты, где и какой она бы была?

Это, конечно, мастерская в доме, но обязательно большое светлое отдельное помещение с видом на реку или озеро. Обязательно должен быть естественный свет, мне кажется, это способствует творчеству, хотя многие творят ночью, но процесс вызревания должен происходить при свете дня, чтобы предметы имели свой особый природный цвет и объем.
Обязательно должно быть отдельное помещение с печью, т.к. во время обжига выделяется множество вредных газов, лучше этим не дышать лишний раз. Еще хотелось бы много дерева и белые стены, множество полок, несколько больших столов и, конечно, стол перед окном, чтобы при лепке можно было бы смотреть на текущую воду. Это такие приятные мечты!