Сказки для детей – сочиняем сами
Осень – время, когда особенно хочется тепла и семейного уюта. А у нас как раз есть отличная идея для прохладного вечера. Детский психолог, автор книг для детей, автор статей о финансовой грамотности и мама двух дочек Ирина Прокофьева рассказала ПЛЕД о правилах составления терапевтических сказок.
Для чего сочинять сказки?
У самостоятельного сочинения сказок есть два огромных плюса:
Во-первых, это и есть то самое, по-настоящему качественное время вместе. Оно – только для вас и вашего малыша: мама (а может быть – папа) сочиняет сказку, а ребёнок завороженно слушает, подсказывает, старается угадать развитие сюжета. На его глазах обычный родитель превратился в настоящего волшебника, таинственного сказочника, который знает тысячи историй и прямо сейчас рассказывает ему ту, которую никто и никогда ещё не слышал…
Во-вторых, сказка может быть не только интересной, но и полезной. Сказки могут лечить душевные раны и помогать справляться с эмоциями, формировать нужные черты характера и корректировать поведение, избавлять от страхов и решать бытовые проблемы. Воздействие с помощью сказки называется сказкотерапия – это один из самых распространённых методов психологической работы с детьми.
Терапевтические сказки помогут, если ребёнок боится темноты или уколов, не хочет спать в своей кроватке или чистить зубы, дерётся, не хочет идти в детский сад, переживает из-за развода родителей, не уверен в себе и так далее. Но если вы думаете, что сочинять терапевтические сказки может только специально обученный психолог — это вовсе не так. Никто не знает своего ребёнка лучше, чем мама и папа, и у них есть все возможности для того, чтобы объединить прекрасное время вместе и психологическую работу с ребёнком в один приятный и полезный процесс.
Выберите цель
Определитесь, хотите ли вы поддержать ребенка в сложной ситуации, сформировать определённые черты характера или скорректировать поведение. Выбранную черту характера или эмоцию мы и будем обыгрывать в сказке.
Создайте героя
Маленькие дети любят сказки про животных, поэтому героем может стать котёнок, зайчик или медвежонок (какие животные нравятся вашему ребёнку? Какая у него любимая игрушка?)
С шести-семи лет в качестве героя подойдёт девочка или мальчик. Герой должен быть похож на ребёнка (может быть схож внешне, иметь похожие интересы и черты характера), но не идентичен (не называйте героя тем же именем и вообще – добавьте несколько отличий. Это нужно, чтобы сказка не вызвала сопротивление: «я не такой»).
Для детей постарше героем сказки может стать подросток с волшебными или необычными способностями, изобретатель, учёный или путешественник (здесь также отталкиваемся от интересов ребёнка).
Завязка
Придумайте для героя проблему (это та цель, которую мы определили вначале). Опишите, какие трудности она создаёт в его жизни, как мешает герою добиться желаемого (например, женитьба на принцессе, обретение богатства или получение другого приза).
Развитие сюжета
Здесь происходит самое главное – трансформация героя, изменение его привычного образа действий на желаемый. Герою предстоит трудное путешествие или испытание, символизирующее его борьбу с проблемой. Сначала он ведёт себя привычно и не может преодолеть трудности. Но тут появляется помощник: волшебный предмет, мудрый наставник, говорящее животное, образ родственника и так далее. Помощник раскрывает перед героем новые возможности или внутренние ресурсы, которых он раньше не замечал, и обучает его новому, правильному поведению.
Герой постепенно меняет свои действия, и у него всё начинает получаться лучше и лучше. В кульминации сказки он сталкивается с главным испытанием. Здесь ему нужно проявить новое качество или подход, чтобы преодолеть проблему. Это может получиться не сразу, но нашего героя непременно ждёт успех. Он справляется с проблемой или находит новый способ её решения.
Счастливый финал
В финале сказки герой осознаёт, как он изменился, и видит внешние подтверждения этому: он получает желаемую награду, окружающие признают его новую личность, поздравляют и восхищаются им, он сам чувствует свои внутренние изменения и гордится ими. Яркий финал должен вдохновить ребенка последовать примеру героя и получить награду.
Самое ценное
Вечера, когда вы сочиняете сказки для своих детей, могут стать доброй традицией – а все традиции, как известно, прекрасно сближают семьи и укрепляют связь между поколениями.
Чтобы это произошло, создайте из сочинения сказок приятный ритуал. Пусть эти дни обязательно отличает что-то особенное: можно тихонько включать музыку или звуки природы, можно заваривать особый чай, можно зажигать ароматную свечку или цветные фонарики. Можно сооружать навес из простыней или ложиться вместе в обнимку на маминой кровати – главное, делать так не каждый вечер, а именно в эти особенные, волшебные моменты. Тогда ваших сказок будут ждать с большим нетерпением, а сами истории будут ещё более интересными и захватывающими.
И главное — такие вечера ваш ребёнок точно будет помнить, когда вырастет. Это обязательно станет его добрым детским воспоминанием — той ниточкой, которая будет связывать его с детством и с вами — даже когда он станет уже совсем большим и будет рассказывать сказки собственным детям.