С мамой о маме

С мамой о маме: как заинтересовать ребенка слушать сказки?

Все мамы читают своим деткам сказки, правда? Однако не все малыши эти сказки слушают с интересом дольше пары минут. Сегодня Юля расскажет нам о том, с каких сказок начать и как заинтересовать в них ребенка до 3 лет.

Выбираем

Сказки — чудесный материал для развития малыша, рассказа о мире, о добре и зле, о правилах поведения в нашем обществе. В них заключен культурный код, особое мировоззрение создавшего их народа. Я говорю в первую очередь о народных сказках, хотя авторские тоже несут отпечаток нравов и обычаев разных стран. Так что выбирать сказки нужно не столько по красивым картинкам, сколько по смыслу. Тем более, что сказки помогают развивать ребенка: его речь, социальные навыки, характер.

Для знакомства малышей со сказкой отлично подходят народные сказки с простым сюжетом: одна проблема, одно решение, минимум действий, событий и героев. Для маленьких читателей понятны и интересны сказки о животных. Им они сопереживают, на их ошибках учатся. Люди в таких сказках могут присутствовать, но играют чаще второстепенную роль. «Колобок», «Теремок», «3 медведя» и множество других русских народных сказок для детей до 3 лет понятны и интересны.

Так называемые волшебные сказки с феями и колдуньями лучше добавлять ближе к 3 годам. Знакомство с авторскими произведениями, преданиями других народов мира будет полезно, если делать это в меру. К примеру, я читаю дочке сказки Чуковского, они развивают музыкальность ребенка, дают понятие о мелодике русского языка, тем самым помогая развивать речь.

Подбирайте книжки с яркими картинками, но в спокойных тонах. Обращайте внимание и на адекватность рисунка: соответствие окраса и размера животного натуральным, красивый пейзаж, крупные интересные детали. На розовых зайцев и гигантских мышей в полстола малыш еще насмотрится.

Рассказываем

От того, как мама рассказывает сказки, зависит заинтересованность малыша. Рассказывать и читать нужно медленно, чтобы ребенок все успел рассмотреть, осмыслить. Если вашему малышу 1,5 года и больше, с помощью сказок можно развивать речь. Например, выделять одно название животного на странице, повторяя его несколько раз и предлагая маленькому слушателю повторить за вами.

Некоторых детей чтение книг не приводит в восторг. 1-2 минуты — и они убегают от книжки. Как таких знакомить со сказками? Здесь в ход идут актерские способности и творческие навыки мам. Вариантов инсценировок сказок множество: устройте кукольный театр, вылепите фигурки животных для сказки из кинетического песка, теста, пластилина. Не волнуйтесь, можно делать схематичные фигурки, детская фантазия лучше нас справится с тем, чтобы их одушевить.

Главное, чтобы после того, как показали сказку, вы смогли дать малышу поиграть фигурками, и вам при этом не было бы страшно за их сохранность. Играя, он еще раз проживает сказку и знакомится с ее миром. Чем старше ребенок, тем активнее он может быть вовлечен в инсценировку. Моей дочке стало интересно участвовать в наших маленьких сказочных спектаклях в полтора года.

Малыш может играть за одного из героев, помогать им совершать действия. Это даст ему опыт, поможет развить его творческие и социальные навыки. Вы сами удивитесь, как много может узнать ребенок даже за 5 минут игры в сказку.

Фантазируем

Одна и та же сказка рассказывается малышу 10 дней подряд? Это нормально, дети любят повторение. Но что делать маме, если ей эта сказка уже наскучила? Ведь сказки всем должны быть в удовольствие. Вам придет на помощь фантазия! Расскажите сказку с юмором, немного измените финал или добавьте неожиданного действующего персонажа. Чем больше малыш, тем интереснее ему будет такая игра. Для мам тоже полезно: развивает мышление и креативность.

Например, ваш малыш любит сказку про Колобка. А что, если на пути Колобка встретится не медведь и лиса, а бегемот и крокодил? Если вы в этот период изучаете названия животных Африки, самое время пустить их в сказку. Или другой вариант: Колобок получился не румяным и веселым, а грустным и трусливым. Как тогда будет развиваться сюжет? Только начните придумывать, и ваша фантазия подскажет интересные варианты.

Рассказывая сказки на иной лад, можно не просто повеселиться, но и рассказать малышу о том, как правильно поступать. Это сказкотерапия в легкой форме. Допустим, ребенок неохотно общается с другими детьми. Инсценируйте «Репку»! Сначала предложите ребенку одному вытащить «репку» (исполняющий ее роль предмет). А потом подключайте его игрушки, других детей. Так, без скучных объяснений он поймет, что иногда проще добиться чего-то с друзьями, а не в одиночку. Ищите идеи, фантазируйте и развивайтесь!