
Неизведанная Москва: литературные музеи
Новогодние каникулы в самом разгаре, а идеи для семейного отдыха подходят к концу? Сегодня Екатерина подготовила для вас серию интервью о литературных музеях столицы, которые перенесут вас в уютный и притягательный мир старинной Москвы. Открывайте новые места вместе с The Pled!
Музей-усадьба Л.Н. Толстого в Хамовниках
(на вопросы отвечал Николай Хитайленко, хранитель музея-усадьбы Л. Н. Толстого «Хамовники»)
Почти в самом центре Москвы, недалеко от метро «Парк культуры», находится замечательный литературно-исторический памятник города – музей-усадьба Льва Николаевича Толстого. Здесь великий писатель и мыслитель провел длительный период жизни – с 1882-го по 1901-й гг. В усадьбе были написаны «Воскресение», «Смерть Ивана Ильича», «Отец Сергий», «Крейцерова соната» и многие другие произведения. Здесь оформилось его религиозное мировоззрение, до сих пор вызывающее противоборствующее отношение – от негодования до восхищения.
Почему Л.Н. Толстой решил приобрести усадьбу в Хамовниках для проживания своей семьи в Москве?
Лев Николаевич Толстой переехал в Москву из Ясной Поляны в 1881 году. Через год писатель купил усадьбу в Хамовниках – районе, основанном ткачами в 17 веке.
Считается, что Лев Николаевич переехал в город из-за детей (тогда их было семеро, потом родилось еще трое), воспитания и образования. Но, думается, еще и по внутреннему ощущению необходимости, неизбежности перемен. Ведь именно на этот период приходится коренное изменение его мировоззрения.
Он намеренно поселился в рабочем районе, в окружении фабрик. Это соответствовало его неприятию роскоши и барской жизни, желанию быть ближе к простым людям. Сам уклад дома, его обстановка также достаточно скромны. Здесь не было электроосвещения и даже воды, которую привозили из колодца в саду. Часто это делал сам писатель. Кроме того, он нередко убирал снег в саду и во дворе. Колол дрова и топил печь, выходящую в его кабинет.
Как сложилась жизнь семьи Толстых в этой усадьбе?
В соответствии с новыми убеждениями писатель существенно переменил свою каждодневную жизнь. Он отказался от мясной пищи, алкоголя и курения. Но и это казалось ему недостаточным. Он долгое время предлагал семье отказаться от чрезмерных трат, барской обстановки, прислуги и др. Не найдя понимания, Толстой в 1892 г. отказался от всего нажитого состояния в пользу семьи.
В доме Толстых часто бывали известнейшие деятели русской культуры: А.П. Чехов, А.М. Горький, А.Н. Островский, А.Н. Скрябин, В.А. Серов и многие другие. В зале хамовнического дома пел Ф.И. Шаляпин, а аккомпанировал ему С.В. Рахманинов. Толстой ценил музыку выше любого искусства и сам не только играл на рояле, но в молодости сочинил вальс, который был при его жизни записан на фонограф.
Дополнительное очарование усадьбе придает старый сад, где сохранились двухсотлетние деревья. Зимой перед террасой дома заливался каток, здесь катались на коньках и дети, и взрослые.
Дом С.П. Рябушинского (музей А.М.Горького)
(на вопросы отвечала заведующая музея А. М.Горького, к.ф.н., Демкина Светлана Михайловна)
Дом Степана Павловича Рябушинского (сейчас музей А.М. Горького) – чудо архитектуры, блестящий образец модерна. Будучи одним из самых красивых домов Москвы, он стал местом, где переплелись судьбы трех великих людей.
Расскажите, пожалуйста, об истории создания особняка.
Этот дом имеет очень интересную судьбу. Первым хозяином дома стал Степан Павлович Рябушинский. Это был замечательный человек: меценат, реставратор икон, археолог, коллекционер, миллионер и одновременно купец. В самом начале прошлого столетия он купил этот небольшой земельный участок в центре Москвы. Рябушинский хотел иметь здесь не просто дом, а целую усадьбу, свой мир. Для воплощения этих целей он приглашает знаменитого, очень модного и необычайного одаренного архитектора – Федора Осиповича Шехтеля. В результате дом Рябушинского стал пиком творчества Шехтеля, его идеальным творением.
Расскажите, пожалуйста, об интерьере дома.
В архитектуре и интерьерах этого дома Шехтель запечатлел эпоху. Приглушенные цвета, мягкие линии и изгибы — все это символика Серебряного века. Интерьер дома был продуман до мельчайших нюансов. Стеклянный потолок — один из первых в Москве, цветные витражи — дополнительные источники цвета, маленькие улиточки в декоре кабинета – символ успеха, пожелание добра хозяину. Парадная мраморная лестница, выполненная в форме волны, вскидывает высоко вверх люстру-медузу. Зеленоватые стены и приглушенное освещение дополняют картину подводного мира.
В 1931 году дом был предоставлен для проживания Максиму Горькому. Писатель считал особняк нелепым и не очень его любил. В чем была причина такого отношения?
Дом действительно не нравился Максиму Горькому. Он не был близок его эстетическим вкусам. Важно помнить, что Горький был самоучкой. Он закончил всего два класса начального образования. У него был вкус человека, который всего достиг сам. К тому же, он долго жил в Петербурге, в городе классицизма, в котором гармония выражена традиционными античными средствами. Горькому казалось, что в доме всего слишком много, много извилистых линий и поворотов, излишняя декоративность. Ему было неловко, что его поселили здесь, когда вокруг «люди живут в бараках». К. И. Чуковскому тоже не нравился этот дом, он писал, что это «самый гадкий образец декадентского стиля. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла». Интересно, что сейчас людям наоборот кажется, что это очень простой дом.
На самом деле особняку повезло, что в нем поселили Горького. После смерти писателя здесь не было ничего перестроено и дом сохранился как музей. Ведь в других подобных особняках сейчас размещены посольства или банки и туда просто так не пустят. А сюда бесплатно может прийти любой желающий.
Дом-музей А.Н. Островского
(на вопросы отвечали научные сотрудники дома-музея А.Н. Островского)
На Малой Ордынке притаился двухэтажный деревянный домик, ныне музей Александра Николаевича Островского. Этому дому скоро исполнится 200 лет. Если зайти внутрь двора, то попадаешь в небольшой, изящный сад. А внутри музея Островского окунаешься в уютный и очень притягательный мир старинной Москвы.
Расскажите, пожалуйста, о доме на Малой Ордынке. Сколько лет в нем прожила семья Островского?
Этот дом принадлежал дьякону Никифору Максимову. Родители Александра Николаевича Островского снимали его не целиком, а только небольшую квартиру на первом этаже. Здесь 31 марта 1823 года родился будущий драматург. Островские прожили на Ордынке чуть менее 3 лет, а затем переехали в собственный дом.
Что представлено в экспозиции музея? Удалось ли сохранить в доме подлинные вещи Островских?
Основу экспозиции составили материалы из коллекции ГЦТМ имени А.А. Бахрушина: эскизы декораций и костюмов, книги, афиши и программы, фото- и литографии, личные вещи А.Н. Островского, его семьи и его друзей.
В мемориальных комнатах сохранились предметы, принадлежавшие еще родителям Островского: деревянная шкатулка, хрустальный графин, книги из отцовской библиотеки. На втором этаже в «Артистической комнате» особое место занимают личные вещи драматурга: бархатная шапочка, печатка, табачница, верстак, на котором сам Островский виртуозно вытачивал деревянные рамки для фотографий, ножи для разрезания бумаг и другие предметы.
Какие мероприятия сейчас проводятся в музее? Есть ли специальные программы для детей?
Дом А.Н. Островского и Театральная галерея, которая является частью усадьбы великого драматурга, живут разнообразной творческой жизнью. Каждый четверг научные сотрудники вместе с посетителями музея читают пьесы Островского по ролям. Эти встречи так и называются «Читаем Островского».
В Театральной галерее проходят выставки известных театральных художников, актеров, режиссеров, студентов творческих вузов. Здесь же в Каминном зале проходят музыкальные вечера, творческие встречи с поэтами, актерами, режиссерами.
По субботам для детей младшего возраста проводятся занятия «Любите ли вы театр?», где дети узнают о том, как создается спектакль, слушают музыку. Ежегодно в Театральной галерее проходят новогодние праздники для детей. В эти дни Галерея превращается в уютный «сказочный дом», а дети вместе с актерами становятся участниками известных сказок.
Дом-музей А.П.Чехова
(на вопросы отвечал зам. директора Государственного литературного музея по научной работе Эрнест Орлов)
Дом-музей Антона Павловича Чехова находится на Садовом кольце, на оживленной Садовой-Кудринской улице. Уже много лет он наблюдает шумную и суетливую московскую жизнь, которая проносится мимо него. А он продолжает неизменно хранить воспоминания о великом писателе, некогда жившем здесь.
Расскажите, пожалуйста, о годах жизни А.П. Чехова, которые писатель провел в доме на Садовой-Кудринской. Почему Чехов называл этот дом «комодом»?
Каменный двухэтажный флигель «либерального, т.е. красного цвета», Чеховы арендовали у известного врача Якова Алексеевича Корнеева. В «доме-комоде», как называл сам Чехов этот флигель за сходство с известным предметом мебели, писатель жил с 27 августа 1886 года до отъезда на остров Сахалин в апреле 1890 года.
И сейчас этот дом, словно комод, является собранием уникальных мелочей – свидетелей минувшего прошлого. Именно здесь были написаны пьесы «Иванов», «Леший», водевили «Медведь», «Предложение», «Свадьба», повести «Степь», «Огни», «Скучная история», около 150 рассказов, среди них – «Ванька», «Каштанка», «Детвора», «Мальчики».
Какие личные вещи А.П. Чехова можно увидеть в музее?
В музее много прижизненных изданий Чехова, раритетное собрание фотографий писателя и его окружения, предметов из чеховской семьи, коллекция театральных афиш и фототипий. Здесь представлена большая часть портретов Чехова, написанных при его жизни. В кабинете и спальне особый интерес представляют подлинный письменный стол, пара подсвечников в виде драконов, рыболовные принадлежности и чернильница с фигуркой лошади, подаренная, по легенде, одной из благодарных пациенток, и перышко, которым написана пьеса «Вишневый сад», а также постельное белье с метками «А.Ч.». В доме очень много мелочей, позволяющих максимально «оживить» быт чеховской семьи.
Музей «Серебряного века»
(на вопросы отвечал зам. директора Государственного литературного музея по научной работе Эрнест Орлов)
Музей Серебряного века был открыт в 1999 году в доме Валерия Яковлевича Брюсова на Проспекте Мира. Это стало знаковым событием: впервые в России был создан музей, дающий всестороннее представление о культурной жизни рубежа XIX – XX веков.
Что можно увидеть в музее Серебряного века?
На первом этаже находится мемориальный кабинет В.Я. Брюсова. Он был восстановлен по архивным фотографиям и воспоминаниям современников. Здесь представлены мемориальные вещи: предметы мебели, люстра, картины, гравюры, книги. В центре – письменный стол и кресло поэта. Вдоль стен – книжные стеллажи: библиотека – главная достопримечательность кабинета, Брюсов собирал ее всю жизнь с особым тщанием и любовью.
Поднявшись на второй этаж, посетители знакомятся с творчеством представителей различных модернистских течений начала ХХ века – символизма, акмеизма, футуризма, а также художников реалистической школы.
В витринах находятся рукописи и прижизненные издания книг писателей Серебряного века с их автографами, сборники, альманахи, журналы, интересные не только своим содержанием, но и оформлением, красочные афиши того времени.
В музее проводится множество интересных экскурсий, лекций и выставок. Расскажите про некоторые из них. Какие программы предусмотрены для детей?
Как и во всех отделах Государственного литературного музея, в Музее Серебряного века жизнь не затихает. Одну выставку сменяет другая. Экспозиция Музея Серебряного века сама по себе склоняет к разнообразию тем предлагаемых экскурсий и лекций. Самые популярные сейчас экскурсии о салонах и кружках, литературном быте Серебряного века и о художниках этого периода.
Особый интерес обычно вызывает возможность послушать голоса поэтов из коллекции Государственного литературного музея во время экскурсии «Поэты Серебряного века».

