Интервью

Нарисовать себе мир: интервью с иллюстратором Мариной Фандеевой

Талантливый иллюстратор Марина Фандеева создает сказочные миры на фотографиях совершенно разных людей. Необычные персонажи и интересные сюжеты, яркие идеи и волшебство, частички добра и света — все это вы найдете в ее работах. А мы решили узнать поближе создателя этих маленьких шедевров и задали Марине несколько вопросов о творчестве, поиске себя и людях, которые ее окружают. Приятного знакомства!


«
Полгода больничного мне хватило для того, чтобы опять начать рисовать. Потом понять, что этим можно зарабатывать.

»

Расскажите о своей семье

Я выросла в «технической» семье: мой брат пошел по стопам родителей и тоже стал инженером. А я с детства была очень творческой. Семья ко мне и всем моим задумкам относились с доброжелательным недоумением. Я успешно училась в художественной школе, участвовала в выставках, в том числе и международных. А затем неожиданно решила, что не хочу больше рисовать. Решила, что это не может быть делом жизни, и надо браться за ум. Так я пошла учиться на психолога.

Откровенно говоря, я просто очень боялась уйти из школы (нужно было после девятого класса идти учиться в колледж искусств, а уже оттуда поступать в худграф) и предпочла остаться со своими одноклассниками. А когда я закончила школу, мне было всё равно куда идти, и психология казалась меньшим из зол.

И как вы пришли в профессию?

Пять лет учебы нам твердили: высшая ступень мотивационной пирамиды Маслоу — это самореализация, и тогда я поняла, что смогу самореализоваться только в творчестве. Получив диплом и положив его на полку, я кинулась изучать графические редакторы. Об иллюстраторстве в тот момент даже речи не было, как рисовать, я к тому времени уже не помнила. Решила, что неплохим началом может стать дизайн. За оставшийся кусок лета я выучила все программы, требующиеся дизайнеру, сделала себе портфолио, выложила его в сети, и, как ни странно, мне очень быстро позвонили и предложили работу.

Я стала трудиться на фирме, занимающейся выпуском канцелярской продукции, тетрадей и альбомов. Рисовала обложки: всяких котят и машинки. Сперва нравилось, но восторг быстро пропал. Проработала два года и стала думать, куда податься дальше. Я к тому времени уже чётко понимала, что больше всего мне нравится рисовать. Но, вот, фирм, где можно быть иллюстратором, не занимаясь полиграфией, в нашем городе нет. А во фриланс уходить я боялась. Это был второй раз, когда я боялась сделать осознанный выбор и шла за толпой дальше. Это продолжалось полгода.

Что подтолкнуло вас уйти в «свободное плавание»?

Вот, знаете, я не суеверная. И я особо не думаю о судьбах, роке и прочих высших силах. Но сейчас у меня есть ощущение, что эти самые всемогущие посмотрели на мои метания и не выдержали. Я неудачно прыгнула с парашютом, неудачно приземлилась и вся переломалась. Полгода больничного мне хватило для того, чтобы опять начать рисовать. Потом понять, что этим можно зарабатывать. Так что фриланс ко мне пришел мягко и ненавязчиво — на работу с больничного я так и не вышла. Уже три года я иллюстратор-фрилансер, была с семинарами более чем в 10 городах России и СНГ. Было более 15 выставок. Веду несколько проектов, которые позволяют мне не уставать от заказов и самореализовываться в творчестве. Один из них — «Рисоваши».

А как происходили поиски себя, своего стиля?

Я до сих пор считаю, что у меня нет ярко выраженного стиля. Разве что настроение, которое есть в моих картинках. По-моему, рисование — это лучший способ для передачи того, чего на самом деле не бывает — сказки, чуда. И, вот, в моих картинках этого более, чем достаточно. А насчет самой техники рисования — я до сих пор в поисках. Смотрю на работы других иллюстраторов и пытаюсь повторить то, что нравится, взять на заметку какие-то приёмы и техники. Пробую новые материалы. Я же ещё только учусь!

Расскажите про ваш проект в инстаграме, «Рисоваши»

Я уже больше полугода веду проект в инстаграме. Суть проста — люди ставят на своих фотографиях хэштег #хочурисоваш, я выбираю среди них одну и рисую поверх свои фантазии. Летом, когда я это все только начала, даже не думала, что так долго стану продолжать эту серию. У меня это лето было очень тяжелое. Случилось несколько плохих событий, и мне стало тяжело рисовать. Все началось с котобуса. Я на улице сфотографировала оранжевый автобус, и он мне напомнил котобуса из мультика Хаяо Миядзаки «Мой сосед Тоторо». Я нарисовала поверх фотографии кота, выложила в инстаграм и получила столько положительных отзывов! Кто-то из другого города даже написал: «У вас правда такой автобус ездит?».
Тогда я подумала: ведь я действительно часто фантазирую на ходу. И можно показать это другим людям. И опять же, у меня не было настроения рисовать, а вот такие маленькие картинки, по одной каждый день, это совсем не тяжело, весело и при этом дисциплинирует. Видя, что то, что я делаю, так нравится другим, и что мое творчество вообще вызывает у людей такие эмоции, я стала потихоньку приходить в себя. Сейчас у меня много коммерческих заказов, и каждый день рисовать не получается, но раз в несколько дней я рисую обязательно. Когда я долго не выкладываю новые картинки, меня начинают спрашивать, когда появятся новые рисоваши. Такая поддержка мотивирует и вдохновляет сильнее всего.

А что вообще для вас инстаграм? Как вы его завели и почему? Есть ли любимые аккаунты?

Сейчас это средство самореализации. Раньше он был одним из источников вдохновения. У меня очень тщательно отфильтрована лента, там либо самые близкие друзья, чьи домашние дела мне интересны, либо люди, у которых очень креативные и интересные ленты: фотографы, художники, путешественники. Сейчас я очень редко просматриваю ленту, поэтому большинство новостей пропускаю.

Красивые ленты:

  • @dinabelenko — она фотограф. Делает поразительной красоты фотографии всяких маленьких вещей.
  • @ souptiramisu — делает милых и трогательный монстриков и фотографирует их.

А как вообще происходит процесс творчества? Где вы черпаете вдохновение? Как находите свои образы? У вас творческий беспорядок дома или организованность?

Да всё подряд вдохновляет: музыка, книги, фильмы, интернет, собака мимо окна бежит, тётенька в автобусе хмурится. Очень люблю детские сказки и мультфильмы, абсолютно любые, начиная от Миядзаки и заканчивая «В синем море, в белой пене…» от Арменфильм. Когда потом сажусь рисовать, даже не могу сообразить, откуда образы берутся, и где их подглядела. Я сначала рисую эскизы, а потом уже, в зависимости от задачи, либо отрисовываю в фотошопе, либо рисую дальше акварелью, карандашами или, вообще, делаю квиллинг или аппликацию.

Что для вас рабочее место?

У меня дома очень много бумаги, карандашей, красок и других материалов, плюс на столе постоянно какие-то приятные мне мелочи: разрисованные сухие листья, цветы, пуговицы. Армия кофейных кружек. А ещё у меня привычка не убирать вещи после того, как я их достала — «творческий беспорядок». Но в какой-то момент меня это начинает раздражать, я всё бросаю, убираю и начинаю по новой.

Вопрос о проектах: с чем к вам обычно приходят?

Проекты очень разнообразные. Оформление упаковок детских товаров, иллюстрации для детских книг и женских журналов. Последнее время часто просят рисовать поверх фотографий. Например, для корпоративных календарей и интернет-порталов о туризме. Отдельным пунктом — свадебное оформление. Приглашения на свадьбу и детали. Но для частных лиц мои иллюстрации всё-таки слишком дорогие. Хотя, иногда меня просят как художника нарисовать картину в «моем стиле». Вот сейчас я рисую необыкновенную карту Дании, с достопримечательностями и любимыми местами заказчика. Как закончу, отправлю в Данию. Её заказали после того, как увидели мою работу с Исландией в кошачьем глазу.

Полностью ли забит график, можно ли назвать это работой мечты?

Сейчас заказов очень много, поэтому у меня очередь. Я обычно заранее оговариваю, что смогу взяться за работу не ранее, чем через 2-3 недели. Определенно, то, что я сейчас делаю, это работа моей мечты. Возможно, через какое-то время мне захочется чего-то другого, но пока мне очень интересно, и есть куда расти. Вот, примеры: книга с моими иллюстрациями, реклама для Билайна, картина для кафе, приглашение на свадьбу, иллюстрация к детскому стихотворению в журнал, портрет в подарок (хотя я очень редко берусь за такие заказы), та самая карта Исландии, обложка для ежедневника, квиллинг-макет для рекламы в журнале.

А как организован ваш день?

Ох, мой день не организован. Я встаю около 10 часов. Всегда очень тяжело просыпаюсь и долго прихожу в себя. Пью кофе с книжкой. Потом сажусь рисовать. Когда надоедает работать дома, я куда-нибудь иду. Давно поняла, что нет смысла себя заставлять рисовать. Я вообще довольно усидчивая — бывает, находит, и рисую, не отвлекаясь на сон и еду, но, если надоело и больше не получается, отвлекаюсь. Гуляю, хожу по выставкам, встречаюсь с друзьями.

Вечером тренировка. Сидячий образ жизни еще никому на пользу не шел, и после целого дня, проведенного за компьютером, очень приятно размяться. Возвращаюсь домой и опять сажусь рисовать. Или решаю какие-то другие вопросы. Из-за разницы во времени ночь самое удобное время для общения с Западом.

А какой отдых от творчества?

Общение с друзьями или другое творчество. Я очень люблю вязать и шить. Часто шью сама себе одежду. Ну, и книги. Я очень много читаю. У меня всегда под рукой электронная книга.

Расскажите еще о семье, какие вы, какие у вас семейные традиции и истории

У меня очень дружная семья: для меня мои родители — это пример отношений. Мама с папой вместе ездят кататься на велосипедах, ходят в кино, гуляют. Когда я приезжаю к ним в гости, мы с мамой пьем вино с сыром и смотрим какие-нибудь старые фильмы. Вот такая вот традиция. Еще у меня есть брат, я о нем уже упоминала. Он очень умный, высокий и сильный. И он всегда и во всём мне помогает, что бы я ни придумала. Если нужно, к примеру, сделать трехметровый стол в комнату или выковать из металла какую-нибудь маленькую финтифлюшку. У него своя мастерская, где это всё и реализуется.

А еще есть Василий. Он фотограф и всячески поддерживает мое творчество. Если бы не он, я бы, наверное, вообще не стала иллюстратором. А ещё не стала бы путешествовать, выдумывать сказки, картинки и продолжать такие долгие инстаграм-проекты. Так что половина моих заслуг в творчестве — его. Что касается историй, то расскажу одну. Когда мы с братом были маленькие, нас отправляли к бабушке в деревню, у которой жила кошка Феня. Она регулярно ловила крыс и притаскивала их к крыльцу. Однажды я увидела такую «находку» и с ревом сообщила бабушке о том, что «зайчик умер».

А есть какие-то люди, которые вас вдохновляют, не кумиры, а просто те, с кем хотелось бы дружить или хотя бы раз в жизни встретиться?

Очень хотела бы пообщаться с Алексеем Курбатовым. Хотя согласна просто молча сидеть и смотреть. Не понимаю, как он такое рисует?! Хотела бы пообщаться с Туром Хейердалом. Он, конечно, уже умер, но было бы очень интересно.

О чем вы мечтаете? В своем деле, в семье?

Мечтаю, чтобы рядом было море. Я его очень люблю. И очень хочу, чтобы чаще появлялась возможность возле него жить. Это еще одна мечта. Возможность по желанию менять место жительства. Пока её нет, но я уверена, что в скором времени всё поменяется.

Что для вас идеальный дом и место жительства?

Я очень неприхотлива, и мне нужно совсем немного, чтобы чувствовать себя комфортно. Год назад мы с Васей два месяца путешествовали по городам России и СНГ. Я проводила выставки и мастер-классы. И вот тогда, порой, приходилось жить в местах совершенно непригодных для жизни. Но мне было вполне комфортно.

Если представить себе идеал… Во-первых, светлый. Минимум мебели. Огромный стол для рисования, шитья. Так, раз у нас идеал, то пусть это будет мастерская. Потом кухня. Я люблю готовить, выпекать всякие вкусности, поэтому хорошая духовка. Ещё широкие подоконники или просто большие окна. Ну, и ванная, чтобы там можно было подолгу лежать с книжкой. Шкаф забыла. Пусть вслед за мастерской тогда будет гардеробная. Третий этаж какого-нибудь старого красивого дома, находящегося на возвышенности. Вокруг много деревьев, и недалеко море.

Поделитесь с нами 3 любимыми книгами

Книги:

  1. Макс Фрай «Энциклопедия Мифов»
  2. Маркус Зузак «Книжный вор»
  3. Иван Ефремов «Таис Афинская»

А еще… Сомерсет Моэм «Театр. Автобиография Джеральда Даррелла». Там в одной книжке три повести о годах, которые он с семьей провел на острове Корфу: «Моя семья и другие звери», «Птицы, звери и другие родственники» и «Сад богов». Муми-тролли. Все. Не всё, а все. Все Муми-тролли.

Какие у вас были любимые фильмы, сказки, мультфильмы?

Мультиков смотрела в детстве много. Какое-то время каждый вечер показывали «Том и Джерри», и мы всей семьей смотрели перед сном. На выходных мы с братом будили утром родителей и включали «Дисней-клуб». Там были короткие сериальчики про Дональд Дака, Гуфи и Микки Мауса. Ещё были полнометражные диснеевские мультики «Русалочка», «Мулан» и «Геркулес». Ещё на видеокасетах.

Очень люблю старые советские мультфильмы. Арменфильм. В детстве рыбина, дочка морского царя из мультфильма «В синем море, в белой пене…», мне казалась идеалом красоты. Вот серьезно, это была девушка с идеальной внешностью. Ещё есть серия союзмультфильмовских мультиков по сказкам народностей Советского Союза. Это прелестные мультики с очень необычными сюжетами. Ну, и, как я говорила, Хаяо Миадзаки. Самые любимые «Рыбка Поньо на утесе» и «Мой сосед Тоторо».

Расскажите о Хабаровске. Какой он для вас? И как вы видите Россию вообще, с ее талантами, природой?

Хабаровск — это мой родной город, я здесь родилась, и это один из самых красивых городов, что я видела. И еще у нас здесь самые красивые закаты. По энергетике он мне не очень подходит, здесь тяжело начинать что-то новое, необычное. Гораздо больше нравится Владивосток — там легко и весело, но в Хабаровске все мои любимые и друзья, поэтому пока я здесь. Не очень много городов в России, где я побывала, хотелось бы увидеть больше. С выставками была в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Краснодаре, Крыму. В Сочи была, когда там проходили Олимпийские игры (не самое спокойное время для путешествия, но было очень интересно). У каждого города свой характер, и мне очень интересно знакомиться с ними. Это как новые люди. Но гораздо больше меня привлекает природа. Если во всех городах было что-то схожее, какие-то типичные дома или площади с памятниками, транспорт, то природа везде абсолютно разная. Свои уникальные особенности, ландшафт, растения. Я очень радовалась, когда удавалось уехать из города и посмотреть какие-то наиболее интересные природные места.

В этом плане очень впечатлила Балаклава и мыс Фиолент, горы Кавказа рядом с Сочи, леса Санкт-Петербурга, где нет подшерстка и лес весь хвойный. На Дальнем Востоке такого не встретишь, у нас тайга непроходимая, с густым валежником, и все это на сопках Сихотэ-Алинского хребта. Я знаю очень много растений, и для меня большая радость встретить новое. В Краснодаре я первый раз увидела платан. Бегала вокруг него, гладила белый гладкий ствол, рассматривала шишечки на ветках. Приставала к торговцам чурчхелой с расспросами. Они, смеясь, говорили, что это платан, и что летом от него густая тень. Когда из Краснодара, где было -10, приехали в Сочи, там была ночь: температура была +12, только что прошел дождь, очень громко пели птицы, цвела мимоза, и пахло тропиками — полночи бродили по городу, как зачарованные. Я про это все могу рассказывать до бесконечности, такие вещи впечатляют меня больше всего. Такая она Россия! Терпкая смесь из запаха мимозы, февральских холодов, тамбуров поездов, рынков с шумными торговцами — и все это на огромной территории.