Мнение психолога: развитие детей
Гонка за интеллектуальным развитием и образованием ребенка начинается чуть ли не со дня его рождения. Но как отделить псевдонаучные теории от реальных способностей вашего малыша? Как определить, где заканчивается здоровая забота и начинается «комплекс отличника»? О правильном подходе к интеллектуальному развитию ребенка сегодня расскажет психолог Анастасия Федорушкина.
Эффект Моцарта
Создается впечатление, что как только мамы начинают справляться со сменой подгузников и режимом кормления, они, следуя модным тенденциям, обязаны сразу же задуматься об образовании ребенка. И как можно скорее включиться в гонку по выбору интеллектуальных программ для младенцев, обучению с пеленок, развитию по «чудо-методике».
«Подруга уже учит читать своего ребенка, а моя дочь на два месяца старше и даже не знает, как буквы выглядят. Я – плохая мама, совсем не занимаюсь развитием своего дитя», — думает чудесная и любящая мама счастливого ребенка. Твердо решив наверстывать «упущенное», современная мама открывает интернет или мудрые книги по популярной психологии. И что она там видит? «Вашему ребенку полтора года, дорогая, вы уже опоздали». «Вы что, «про эффект Моцарта» не слышали? Не включали ребенку его произведения во время беременности? А папа не читал сказки на второй неделе?»
«Интеллектуальное развитие вашего ребенка в опасности», – скажут специалисты по раннему развитию. Большая часть псевдонаучных «открытий» построена на родительских страхах: что-то не додать ребенку и упустить время. Данные специалисты очень красиво рассказывают об успехах маленьких гениев, но умалчивают, что к дошкольному возрасту, согласно исследованиям, уровень развития детей, занимающихся по методикам раннего развития и детей, просто играющих в игры, одинаковый.
В современном мире хорошая мама — это мама, занимающаяся образованием ребенка. Развивающих центров для дошкольников открывается больше, чем библиотек и спортивных комплексов. Девиз «быстрее, выше, сильнее» из спорта высших достижений перекочевал в жизнь младенцев. Забавно, не правда ли?
Позволю себе усомниться в популярном мнении о том, что если активно не вмешиваться в процесс развития ребенка, он будет отставать. Любой здоровый ребенок чуть раньше, чуть позже осваивает навыки ходьбы, просится на горшок, узнает буквы, складывает цифры и т.п.
Комплекс отличника
Гонка за образование ребенка, начатая еще в утробе, с каждым годом все ускоряется. И не успев оглянуться, вы уже пишете сочинение за ребенка, ведь четверка вас не устраивает? Давайте задумаемся, как избежать подобной ловушки? Ко мне на консультацию часто приходят родители с детьми 10-11 лет, потерявшими интерес к учебе. И надо сказать, что причины подобных проблем в разных семьях схожи.
- Потеря чувства удовлетворения собственной работой у ребенка. Это можно наблюдать даже у самых маленьких. К примеру, готовя открытку с сыном или дочерью к Новому году, мама старательно улучшает рисунок ребенка. В итоге, он совершенно перестает испытывать радость и удовлетворение от проделанной работы: «Это мама сделала, а не я». Что же тогда говорить об уроках?
- Ребенка постоянно называют в семье «маленький профессор» — не меньше. Поначалу, конечно, приятно, но со временем груз ответственности может стать неподъемным. Ребенок еще не в состоянии понять, что родители любят его вне зависимости от того, что он получит — пятерку или тройку. И в нем нарастает тревога перед возможной ошибкой и неудачей.
- Часто родители (из лучших побуждений) очень высоко задирают планку для своего ребенка. Например, используя выражение: «Молодец, но можешь еще лучше». Думаю, нет необходимости объяснять, что подобные установки часто лишают ребенка мотивации вообще что-либо делать или же заставляют жить в постоянном напряжении.
Я не предлагаю вовсе бросить заниматься развитием ребенка. Я предлагаю пересмотреть взгляды на данный процесс. Взгляды, навязанные нам рекламными кампаниями и общественными заблуждениями.
Верное решение
Так какова же родительская роль в образовании ребенка? Все гораздо проще, чем кажется. Нужно всего лишь:
- Проявлять искренний интерес к тому, что делает ребенок. Не делать за него, а быть активным наблюдателем, готовым прийти на помощь, если потребуется.
- Научить ребенка спокойно относится к ошибкам. Если сами не умеете, обязательно проработайте это в себе. Ошибка не должна ассоциироваться у ребенка с крахом, провалом, «концом света».
- Отмечать успехи и старания ребенка. Не стоит требовать от него совершенства во всем. Старания и усилия, приложенные к решению задачи или тренировке, гораздо ценнее.
Понимаю, что современным родителям очень сложно противостоять давлению. Предлагаю вам прислушаться к себе, определить, что для вас — развитие ребенка, задуматься, как оно происходило у вас самих, у ваших родителей, у Моцарта, в конце концов?
Интеллектуальное развитие детей не зависит от бесконечной «гонки вооружений» в образовании. Может быть это — простое желание познавать мир? Познавать без инструкций, планов и схем, выверенных родителями. Может быть, от родителей требуется лишь создавать условия для познания мира и его изучения в ритме, комфортном для малыша? Решать, как всегда, вам!