Мир фотоиллюзий: интервью с Диной Беленко
Сегодня мы предлагаем вам окунуться в удивительный мир оживших вещей Дины Беленко. В своих фотографиях она создает фантастические яркие сюжеты, рассматривать которые можно бесконечно долго. Дина поделилась с нами тем, как она создает свои фотоиллюзии, где она черпает вдохновение, над какими проектами работает, и дала несколько советов начинающим творцам. Желаем приятного знакомства!
Расскажите немного о себе, кем вы работаете, чем живете?
У меня есть универсальная фраза, характеризующая меня с головой: «Меня зовут Дина, и я рассказываю живые истории про неживые вещи». Это самое главное обо мне. Это и работа, и хобби, и, в целом, моя жизнь.
С чего началось создание вот таких удивительных фотографий?
Когда я только начала учиться фотографии, то пробовала себя в разных жанрах: пейзажи, портреты, стрит. В итоге я поняла, что мне интересно не просто фиксировать происходящее и пересказывать истории, случившиеся в действительности, мне хочется рассказывать свои. А сделать это проще, когда ты можешь контролировать все объекты съемки. Можно чувствовать себя режиссером, который раздает указания чашкам и печенью.
Как происходит процесс создания одной работы, это мгновенное вдохновение и идеи или долгое продумывание образов?
Я всегда начинаю работу с эскиза. Он не очень подробный, но позволяет определиться не только с темой, локацией и настроением, но и с набором необходимых объектов и примерной композицией. Не могу сказать, что продумывание образов очень долгое. Другое дело — подготовка к съемке, здесь процесс может затянуться. В моем городе часто не удается купить самые простые вещи, поэтому некоторые детали приходится долго искать или делать самой. Сам же съемочный процесс, я думаю, такой же, как в любом другом жанре, где фотограф контролирует сцену: устанавливаешь фон, композицию, свет и нажимаешь на спуск.
Расскажите о вашем обычном дне, как он проходит?
Если у меня есть съемка на выезде, то, как правило, весь день посвящен ей, если же нет, то занимаюсь личными проектами. Я очень стараюсь взять себя в руки и сделать нормальный план по книге Яны Франк «Муза и чудовище», которую я нежно люблю, но получается пока далеко не идеально. Мне кажется, лучше все творческие задачи (вроде рисования эскизов и подготовки реквизита) решать утром, а все рутинные (конвертация, обработка, резервное копирование) — вечером, поэтому я стараюсь придерживаться этого правила, формируя расписание на день.
Сложно ли работать с едой, где вы находите вдохновение?
Я не так часто работаю с едой, как мне бы хотелось. Дело в том, что я очень люблю красивую еду, но повар из меня совершенно бездарный, поэтому если вы видите в моем кадре приличную яичницу, знайте, ее приготовил кто-то другой. Я могу взять на себя только ответственность за кексы, маффины и нечто подобное. Мне кажется, красивая еда — сама по себе вдохновение. Разве иначе история натюрмортов началась бы именно с еды?
Долго ли вы искали свой стиль, как вообще это происходило? Есть ли какие-то цели, к чему хотелось бы придти?
Я не думаю, что свой стиль можно «искать» или «найти». Как нельзя искать свой почерк, ведь если ты научился писать, то почерк у тебя уже есть. Его можно улучшить, можно попытаться сымитировать чью-то манеру, но вряд ли это должно стать целью человека, который учится грамоте. Мне нравится рассказывать истории. Я не думаю, что это мой стиль, но это то, что я делаю. Все эти связи между вещами, их маленькие превращения, тайная жизнь и даже простые сравнения в игре «что на что похоже» позволяют нам понять, как все устроено. Как работает наше сознание, позволяющее нам находить эти связи. Как работает мир, эти связи создающий. Можно чувствовать себя исследователем, таким Давидом Ливингстоном в мире неодушевленных вещей. Я не знаю, имеет ли это по-настоящему важное значение, но в любом случае, это просто безумно интересно.
Дина, а вы на каких съемках вы работаете? Большинство работ для себя или на заказ?
Здесь можно выделить два типа съемок: «предметные» и «художественные». Первые — это фотографии для меню, сайтов и каталогов, вторые — иллюстрации для книжных и журнальных обложек, открыток, афиш — всего, где может пригодиться история, рассказанная с помощью вещей. Если говорить о последних, то здесь коммерческие заказы не очень отличаются от того, что я снимаю для себя. Лишь тема определена заранее. Когда я работала редактором, мне часто приходилось браться за проекты, которые мне не нравились. Но сейчас все снимки я делаю с удовольствием, даже если это требует построения ненадежной конструкции из книг, которая то и дело разваливается, или поездки на другой конец города с полным комплектом оборудования. Когда реквизит и свет готовы, и остается только построить композицию и сделать снимок — это и вовсе концентрированное удовольствие, какой бы ни была тема съемки.
Какие у вас отношения с вашими работами: пересматриваете ли, бываете ли недовольны прошлыми или наоборот?
Работы, снятые полтора-два года назад, автоматически считаются «старыми», некоторые из них мне все еще нравятся, но большинство — нет. Я или складываю их в архивный альбом, где никто не может их видеть, или удаляю без жалости. Мне кажется, старые снимки полезно иногда пересматривать, видно, что ты постепенно становишься лучше, это дает силы работать дальше.
Как вы отдыхаете?
Сейчас, когда выходит последний эпизод Cabin Pressure (ситком Джона Финнемора про чартерную авиакомпанию), большая часть моего свободного времени отдана этому шоу. Кроме того, я большой поклонник древних RPG вроде Arcanum: Of Steamworks and Magick Obscura или Planescape: Torment, но у меня вечно на них не хватает времени. А жаль!
Есть ли любимые сюжеты или объекты для съемки?
Хм. Когда я снимала «Бесконечную книгу», то заметила, что мой персонаж все время к чему-то готовится, чего-то ждет. Мне намного проще было сделать снимок про то, как кто-то мечтает о путешествиях, собирается отправиться в космос или раздумывает о том, как ему связаться с пришельцами, чем снимок про настоящее путешествие и настоящий полет. Поэтому, думаю, ожидание (или предвкушение?) — мой любимый сюжет.
О чем вы мечтаете?
Я принадлежу к тому типу людей, которые думают, что они — это их работа. Поэтому мне кажется, что лучшая цель, к которой можно стремиться, — это выбрать себе дело по душе и стать в нем настоящим мастером.
5 рекомендаций
Наверное, каждому фотографу хоть раз приходилось сталкиваться с трудностями в генерации идей, это похоже на страх чистого листа у художников — порыв «сделать что-нибудь», который никак не оформится в нечто конкретное. Каждый справляется с этими трудностями с помощью собственного набора приемов. Вот что работает для меня:
1. Расскажите историю. Хороший снимок похож на кинофильм: придумайте связный сюжет (с началом, серединой и концом) так, чтобы зритель мог догадаться, что было до или что произойдет после, и просто снимите одну из сцен. Найдите обоснование для каждого предмета в кадре. Что это? Как это сюда попало? Кто это сюда принес? Кто главный герой? Что вообще происходит? Так вы сможете объяснить себе не только, что именно и как вы хотите снять, но и зачем вообще вы нажимаете на спуск.
2. Используйте майнд-карты. Карты мыслей (они же интеллектуальные карты, майнд-карты и ментальные карты) в начале не вызвали у меня особого энтузиазма, мне казалось, что с тем же успехом можно просто записывать ассоциации в столбик. Но майнд-карты дают вам не просто список идей, связанных с выбранной темой, они дают структуру, которая позволяет выстраивать связи между предметами, соединяя их самым неожиданным (но, в ретроспективе, вполне логичным) образом.
Уверена, вы легко сможете найти подробные инструкции по использованию майнд-карт, но суть такова: в центре записывается основная тема (объект, с которым вы работаете, настроение, которое хотите передать и так далее). Это ключевой образ, который составляет наиболее важную часть будущего снимка. Далее следует нарисовать основные ветви, это могут быть условия съемки, ассоциации, имеющийся реквизит, вспомогательные идеи. Каждый из этих параметров уточняется при помощи дополнительных ветвей.
3. Не позволяйте материалам контролировать ваше воображение. Мы часто думаем: «Если бы у меня была такая камера…», «Если бы у меня был такой реквизит…», но ведь все необходимое есть у нас прямо сейчас. Фотографии не обязаны быть реалистичными. Если вам нужен дракон, можно не создавать гигантскую огнедышащую ящерицу, а вырезать его из бумаги. Часто этого оказывается достаточно для создания истории. Посмотрите на Javier Perez, Олега Оприско или Catherine MacBride, которые используют самые простые материалы, но необычный взгляд на простые вещи делает их работы прекрасными.
4. Снимите трибьют. Это отличное упражнение на использование различных выразительных средств. Кто ваш любимый художник? Оператор? Режиссер? Попробуйте сделать снимок в таком же стиле: проанализируйте, как он использует цвет, ракурс, перспективу, свет, и попробуйте рассказать собственную историю.
5. Начните большой проект. Выберите тему и обещайте себе выжать из нее все возможное. Сколько снимков было в самой длинной вашей серии? Пять, десять, пятнадцать? Умножьте это число на два. В январе 2014 я присоединилась к проекту «Бесконечная книга». До этого моя самая большая серия состояла из пяти картинок, но теперь (в январе 2015) у меня есть дли-и-и-и-и-инная панорама с Ксеноморфом, пончиками, кофейными чашками, сахарной пудрой и найденной на недосягаемой полке игрушечной МКС. Каждый раз, когда мне казалось, что идеи кончились, и ничего больше на эту тему придумать нельзя, открывалось второе дыхание, и оказывалось, что идеи не кончаются никогда.