Когда репетиторы не помогают. Советы родителям школьников
Сегодня мы хотим Вам представить новую рубрику «Учеба вне коробки». Рубрика посвящена школьника и их родителям. Проект «Вне коробки» рассказывает о том, как учиться и не мучиться. Новая рубрика подскажет родителям, как правильно помогать детям. Сегодня мы поговори о репетиторах и вашем ребёнке.
Большой шкаф и голова ребёнка
Представим, что голова ребенка — большой шкаф. Вы только что переехали в новую квартиру и, постепенно разгружая коробки, заполняете гардероб вещами. Сначала вы складываете одежду аккуратно, но затем, ускорившись, хаотично закидываете её на полки. В конце дня шкаф забит, а несколько коробок не распечатаны.
Но продавец обещал, что поместится вся одежда!» — негодуете вы, стараясь пристроить остальное.
Спустя месяц раскладываете одежду аккуратно, вешаете дополнительные крючки и ящики, выбрасываете лишнее и вдруг понимаете, что в шкафу много свободного места.
Учим детей учиться
Сначала медленно и системно — а в средней школе все быстрее — детей загружают знаниями. Ученики, заболевая, пропускают занятия; учителя уходят в декрет; часто меняются нормы и требования администрации. Чтобы заполнить пробелы и получить «пять» в четверти, нанимают репетиторов — «панацею» от всех проблем. Репетитор наводит порядок на одной полке, но почему-то оценки меняются незначительно. Чем дальше, тем больше дополнительных занятий, но эффекта нет. В чем причина?
Никто не учит детей учиться. Школьники запоминают разрозненные факты, но не осмысляют и не систематизируют информацию; от них ждут четких ответов, а не остроумных вопросов; их убеждают соглашаться с выводами, не подвергая сомнению авторитет эксперта. Конечно, образовательная модель меняется, но очень медленно.
Что же делать родителям?
Шаг 1. Признать, что нужна уборка. Честность
Как нам самим когда-то, современным детям не нравится учиться в школе. Да, интересно слушать некоторых учителей, но сама система устарела. Не стоит заставлять ребенка испытывать чувство вины, называя «лентяем», если ему не хочется идти в школу и проводить семь часов за партой. Именно родители могут научить правильно адаптироваться к школьным структурам, сохранив индивидуальность. Для начала, открыто поговорите о школе: о достоинствах и недостатках, о подлинной значимости оценок и знаний, об отношениях с учителями и одноклассниками, о стремлениях и интересах ребенка.
Шаг 2. Понять, зачем наводить порядок. Мотивация
Человек способен долго терпеть тяжелый труд, если знает, что он приведет к цели. Одна загвоздка: цель должна быть конкретной. Подростка нельзя подкупить обещанием «Будешь получать пятерки, поступишь в хороший вуз и станешь богатым». Он уже заметил, что в хорошие вузы поступают по «протекции», а большие деньги зарабатывают не самые честные люди. Именно цель будет сглаживать острые углы гранита наук. Ее должен выбрать ребенок, а вы можете подсказать варианты и помочь сформулировать последовательные шаги. Цель должна быть источником вдохновения, поддерживать желание учиться.
Пример.
Цель — выбрать будущую специальность и факультет за этот год. Задачи: определить свои интересы и таланты; составить список вузов и факультетов; посетить дни открытых дверей; за каникулы пройти стажировку или устроиться волонтером по специальности.Шаг 3. Распределить обязанности. Ответственность
Зрелость не наступает с восемнадцатилетием. Она приходит с возрастающей свободой, а значит, с ответственностью. Помогите ребенку осознать, что он — взрослая личность. Делегируйте обязанности по дому, поручая все большую зону контроля. Советуйтесь в серьезных вопросах, позволяйте ошибаться и оставляйте возможность исправиться. Со временем он станет более сознательным, научится отвечать за свои решения. Вместе с этим придет понимание, что учится он не ради оценок, а упорно готовится к поступлению, потому что сам сделал выбор.
Шаг 4. Разобраться в шкафу. Критическое мышление
Помогите подросткам научиться думать, аргументировать свою позицию, выстраивать причинно-следственные связи. Лучше всего этому учит история, которая у школьников ассоциируется только с запоминанием дат. Один из способов развить критическое мышление — разбирать исторические события.
Какие причины привели к войне с Османской Империей? В чьих интересах было разрушить сильное государство? Что бы произошло, поступи Бисмарк иначе? Выступайте поочередно за разные государства, рисуйте поля сражений, выписывайте «за» и «против», накладывайте «вето». Играя, вы учитесь «уборке»: приводить факты в порядок, расставлять события по полочкам, оценивать действия с разных сторон, и, наконец, делать выводы.
Возможно, в лекториях и библиотеках вашего города проходят бесплатные занятия для юных историков. Только не забудьте о правильной мотивации.
Мы надеемся, что эти простые советы помогут Вам с ребёнком лучше понимать друг друга, а успеваемость в школе повысится. Но главное, помните, оценки — это не главное!