
Книжный шкаф: 5 сборников рассказов
Во всех списках «обязательной для прочтения» литературы почти не встретить «малых» произведений – как правило, рассказы и повести прославлены в значительно меньшей степени, чем романы. И совершенно напрасно! Малая проза занимает особое, самостоятельное место в библиографии множества писателей и идейно и стилистически ничуть не уступает серьезным трудам. В рассказах сконцентрировано все мастерство автора, и часто именно они позволяют сформировать общее представление о его творчестве. Поэтому сегодня Даша расскажет вам о лучших сборниках рассказов классических и современных авторов.
Д. Хармс, «Случаи»
Литературный мир мастера короткой прозы Д. Хармса – мягкий и податливый пластилин, из которого автор лепит абсурдные и гротескные фигуры, чью историю он затем рассказывает таким простым языком, что создается ощущение реальности и, главное, нормальности происходящего. «Случаи» прекрасный образец хармсовской прозы: люди без прошлого и будущего, ситуации, вырванные из контекста, нелогичные и немотивированные поступки, эталонно отшлифованный текст, в котором нет ни одного лишнего слова. Как минимум это действительно очень смешно.
И. Бунин, «Темные аллеи»
Рассказы И. Бунина – это квинтэссенция любви, любви тяжелой, концентрированной, наваливающей грузом на плечи. «Он был очень влюблен, а когда очень влюблен, всегда стреляют себя». Здесь не только русский быт, деревня и обычаи, как многим помнится из школьных уроков литературы, здесь еще и отчаянная потребность любви, как наваждение, навязчивая идея, и искреннее восхищение женщиной, которая в любом обличье прекрасна, и мужчина, «измученный ее красотой». «Темные аллеи» — это хорошая, выдержанная, как дорогое вино, проза, к которой приятно обращаться в любом возрасте, снова и снова.
Г.Г. Маркес, «Последнее путешествие корабля-призрака»
«Писателю дозволено все, если он способен заставить верить в то, что им написано», говорил Г.Г. Маркес. И уж кому-кому, а ему верится безоговорочно. Рассказы и повести, вошедшие в данный сборник, в нашей стране далеко не так популярны, как «большая» проза автора, но не менее увлекательны и оригинальны. Каждый рассказ – отдельный магический мир, полный неразгаданных тайн и завораживающих персонажей, мир, в котором неразрывно связаны фантастика и повседневность.
Э. Керет, «Когда умерли автобусы»
Рассказы Керета, на первый взгляд, кажутся простыми и незатейливыми, возможно, из-за их объема (2-3 страницы каждый), возможно, из-за тематики, кажущейся незамысловатой. Но в них есть свое очарование и свой шарм. Керет не перегружает прозу серьезными «взрослыми» проблемами, большинство его героев дети и подростки, которые только учатся жить. И нет ничего приятнее, чем с головой окунуться в их чудесный и магический мир.
В. Набоков, «Возращение Чорба»
Ранние рассказы В. Набокова более доступны и, кажется, просты в сравнении с романами, что ничуть не умаляет их красоты и значения в творчестве писателя. Каждый рассказ – самодостаточное и законченное произведение, и каждый из них хорош. Здесь еще нет того артистизма и той экстравагантности набоковского слога, присущего «Дару» или «Весне в Фиальте», зато рассказы реалистичнее в способах изложения, да и стилистика здесь проще для восприятия. Что ранние, что более поздние рассказы Набокова – очень качественная и чуткая проза, читать которую – одно удовольствие. И «Возращение Чорба», кажется, один из лучших образцов, с которых стоит начать знакомство с этим автором.

