Фильмы про отношения с родителями
На этой неделе я бы хотела рассмотреть фигуру отца и матери в кино, как позитивные или негативные сценарии родителей влияют на нас и как важна сепарация, как неотъемлемая часть заботы о себе.
Кинообозреватель ПЛЕДа — Kino_Nina
(Если вы хотите поделиться полезной информацией с читателями журнала и присоединиться к команде авторов ПЛЕДа, пишите на почту: info@the-pled.ru)
1. Стеклянный замок (2017)
Многие называют эту картину лучшим терапевтическим женским фильмом для принятия непутевых отцов. В основе лежит реальная история о сепарации от негативного отцовского комплекса. Взросление — это признание в папе и хорошего, и плохого. И героиня проходит этот путь этап за этапом.
Сюжет очень нетривиальный: неблагополучная семья нонконформистов-кочевников скитается по Америке в 60-ые годы, таская за собой четверо детей. Отец (Вуди Харельсон) — фантазер-алкоголик, перебивающийся случайными заработками, мать (Наоми Уоттс) — художница, не продающая свои картины. Неблагополучное детство в заброшенных домах и поисках еды или вещей на помойках скрашивается фантазией отца, который учит детей мечтать, представляя, как спроектирует и построит стеклянный замок у них во дворе. Родители — не бездомные, но выбрали путь бродяжничества осознанно. Отец — типичный экземпляр мечтателя с реальными талантами, по каким-то причинам не реализовавшегося, спивающегося, любящего свою семью, но не понимающего, что, если ему подходит бродячий образ жизни, то детям — нет.
Своего рода, это фильм «Капитан Фантастик» наоборот. Здесь тоже учебой и развитием детей занимаются родители, причем очень даже неплохо: дети растут с воображением и незаурядными способностями. Но где «Капитан Фантастик» был идеалистичным, там «Стеклянный замок» — максимально реалистичен. Ведь фильм поставлен по книге настоящей участницы событий, девочки-главной героини, выросшей и выбравшей свой путь. Почему отец не смог стать отцом? Что было причиной? Стоит ли судить его за это? Почему папа такой, а не какой-нибудь другой? Как бы мы ни хотели убежать от отца, он уже в нас. Ровно ½ нас — это он. Презирая его, мы отвергаем свою часть, ту часть его, что в нас есть. Для принятия достаточно внутренней работы: пересмотреть, переосмыслить, перепрожить прошлое, чтобы получить свободу.
2. Наследники (2018)
Еще один интересный отец показан нам в знаменитом, награжденном многочисленными «Эмми» сериале «Наследники». Семейная сага о том, как медиамагнат выбирает наследника среди своих четырех детей, считается одним из лучших сериалов современности не только из-за шекспировских страстей, но из-за уникальных, разноплановых персонажей. Каждый герой травмирован или психически нестабилен. За каждым невероятно интересно наблюдать. Отец и глава семейства Логан Рой, властный нарцисс, для которого его дети — всего лишь пешки в игре и, перемещая их, он удерживает власть в компании. Логан давно уже потерял всякую привязанность к родственникам, для него его империя — единственное и любимое дитя, которое он будет холить и лелеять до самой смерти. И как бы дети ни пытались угодить ему, добиться расположения или сочувствия, у них ничего не выйдет. Он умело манипулирует, давит на самое больное, чтобы подчинить, а потом вдруг становится лучшим в мире отцом.
Эти качели особенно работают на старшем сыне — Кендалле. Кендалл — травмированное и раненое сердце всего сериала. На не самые порядочные поступки его толкает желание наконец-то снискать одобрение отца. Глава семейства, в свою очередь, качает его на эмоциональных качелях из серии в серию, сначала обещая, что Кендалл — единственный, кому бы тот доверил империю, после чего хладнокровно игнорирует сына, выбирая следующую мишень, например его сестру, Шивон. Кендалл — мастер саморазрушения, потому что не может никак сепарироваться от нарцисса-отца, перестать стараться ему что-то доказать и жить в независимости. Так хочется, чтобы в следующем сезоне, который состоится весной 2023 года, Кендалл смог наконец понять, что ему важно, и с заботой о себе самоустраниться из своей токсичной семьи.
3. Блондинка (2022)
Недавняя новинка Netflix «Блондинка» затрагивает тему заботы о себе. Героиня Аны де Армас — не совсем Мэрилин Монро, это скорее вымышленный персонаж, основанный на художественном произведении по мотивам жизни знаменитой актрисы. Но если разбирать персонажа, то станет очевидно, что героиня — Норма Джин — запуталась в своем стремлении найти фантомного холодного отца, заменяя его мужчинами. Она пыталась получить защитницу в виде созданного ею экранного образа — Мэрилин Монро. Норма потерялась между двумя своими масками, и не смогла найти выход. Она мечется между застенчивой Нормой и яркой Мэрилин. Но Мэрилин не может любить, а Норма Джин так жаждет ее. Мать героини, страдающую психическими заболеваниями, нестабильную женщину, неоднократно пытавшуюся убить маленькую Норму, героиня «затолкала» внутрь себя.
Режиссер, по моему мнению, недостаточно глубоко раскрыл трагедию героини, сконцентрировавшись лишь на поисках отца, и психологической замены его в каждом любовном объекте. Но ведь отца она никогда не знала. Когда как травма, нанесенная матерью, была гораздо сильнее. Судьба Нормы трагична и печальна, мужчины пользовались ею, а она старалась угодить всем: она так и осталась травмированным ребенком с ПТСР, который стал милым и угодливым, чтобы завоевать доверие. Она подстраивается под коллег и продюсеров, под своих мужчин. Как все-таки важно осознавать свои проблемы и травмы и вовремя искать экологичный способ их проработки, чтобы построить свой мир и полюбить себя заново!