Книги и Фильмы

«Дрянная девчонка» и «отчаянная домохозяйка» – какие стереотипные образы женщин встречаются в кино

За практически 130 лет истории кинематографа были сняты миллионы фильмов. Конечно, множество из них строится на архетипах – универсальных символах и мотивах, заложенных в нашем подсознании образов, ситуаций, сцен. Любовь, ревность, конфликт с родителями, увольнение, школьная жизнь – темы, которые отзовутся в душе у наибольшего числа зрителей, становятся наиболее популярны. Так же и с образами героев, в том числе героинь, которые часто становятся штампами и приедаются. Конечно, сейчас мы медленно приближаемся к изображению разнообразных женщин в кино, но тем не менее все еще встречаются клишированные образы.

Сегодня в «ПЛЕД» мы хотим поговорить о том, почему шаблонные образы – не очень удачный ход, редко отображающий реальных женщин и создающий стереотипы.  

Женщина-карьеристка

 

«Железная леди», «Мужик в юбке», женщина со стальными… нервами, некий андрогинный персонаж – такими обычно рисуют больших начальниц, карьеристок в кинематографе. Почему-то драматурги ставят перед такой героиней выбор – семья или работа – совместить это не получится. Часто такая женщина противостоит жестокому миру мужчин или сама вливается в него, становясь маскулинной, из-за этого теряя женственность.

Примерами служат Миранда Пристли из «Дьявол носит Prada», Людмила Прокофьева из «Служебного романа», Мишел Дарнелл из «Большого босса» — по этим героиням можно заметить главных конфликт, заключенный в этом образе. Режиссеры показывают их хоть и успешными, но глубоко несчастными женщинами – у них не ладится с семьей или партнером, и только разрешив этот вопрос, они обретают счастье.

Женщина в беде

 

В общем-то, эта героиня – основной двигатель сюжета доброй части боевиков и фильмов про супергероев, а также мультиков. Рапунцель, Белоснежка, Аврора, Русалочка, Белль – беспомощные «диснеевские» принцессы, застрявшие в проблеме в ожидании своего принца. В фильмах такие персонажи часто играют вспомогательную функцию, раскрывая смелость мужских героев. Чем они плохи? Посмотрев с десяток таких фильмов, складывается четкий стереотип, что девушка – существо беспомощное. Ей очень нужен принц, спасатель, который вытянет ее из чреды заключений.

Однако, справедливости ради, в последние десятилетия появляются все больше супергероинь и шпионок, самостоятельно спасающих мир. В 2017 году режиссер Петти Дженкинс сняла «Чудо-женщину» — блокбастер с супергероиней, который разбивает клише сильной холодной мужененавистницы.

Роковая женщина

 

Красная помада, сигарета в руке, яркая сексуальность, в сумочке – разбитые мужские сердца. Если честно, образ роковой дамы очень привлекателен. Такая героиня часто появляется в нуарном кино – соблазняя мужчину, она обводит его вокруг носа (как в «Целуй меня насмерть» 1955 года). Такими же персонажами, к слову, переполнен «Твин Пикс», стоит просто вспомнить Одри Хорн – юную девушку, влюбленную в агента Купера.

В современном кино так же часто есть героиня-соблазнительница. Например, Кэтрин Трамелл из фильма «Основной инстинкт». Тут показывается четкий принцип – чем меньше мы знаем о персонаже, тем более она соблазнительна. Из-за этого роковые женщины часто получаются плоскими и показывающими только свою сексуальную, «опасную» сторону.

Чудачка

 

Девочка-загадка – но не та, что из прошлого абзаца – она вдохновлена, интеллигентна, может танцевать босая под дождем, громко петь песни на всю улицу и делать прочие «странные» вещи. В 2007 году кинокритик Нэйтан Рэбин назвал такой тип героинь «manic pixie dream girl», обозначив термином культурный сексизм, который исходил от желания сценаристов-мужчин изобразить упрощенные мужские фантазии об идеальных женщинах.

Такие героини игривы, веселы, беззаботны, они вытягивают главного героя из зоны комфорта, чтобы показать свободную жизнь. Это такой же персонаж-функция, служащий для создания сюжетного конфликта. К сожалению, поэтому эти женские персонажи остаются плоскими, так как их единственная цель – помочь герою-мужчине. Подобные девушки часто встречаются в романтических комедиях – Тиффани в «Мой парень – псих», Мэри из чудесного фильма «Мой бойфренд из будущего», эксцентричная Клементина из «Вечного сияния чистого разума».

Сильная женщина

 

Это антипод девушки в беде. Сильная, смелая, хороший боец. Она не просто поможет мужчине, а сделает все за него. Хороший пример – Китнисс Эвердин – героиня «Игры престолов», будто намеренно лишённая недостатков. Она красивая, добросердечная (ради сестры идет на смерть), отважная, легко выживает в лесу, карабкаясь по деревьям и переплывая речки. Она – персонаж твердых нравственных принципов. Главный минус этого образа в том, что он навязывает зрителю стереотип, что сильная девушка не может быть женственна. Например, Санса Старк из «Игры престолов». В начале сериала она — женственная, кроткая девушка. Но, чтобы стать королевой Севера и обрести силу, она должна превратиться в холодную, расчетливую и жестокую женщину.

Конечно, не любая героиня-карьеристка или мечтательница – это «патриархальный шаблон» и однобокий образ. Есть множество фильмов, показывающих глубоких проработанных героинь и героев – и авторское, и массовое кино постепенно отходит от таких стереотипов. Так же наличие таких персонажей не делает кино плохим и некачественным – мы все равно любим пересматривать «Красотку», «Дьявол носит Prada» и «Служебный роман» — просто стоит помнить, что эти героини нереальны и не должны служить примером для подражания.

Ульяна Макаревич

Life Style журнал для всей семьи.