Интервью

Добрый мир детства: интервью с создательницей «Смелого Феди»

Ксюша — из тех людей, которые умеют творить чудеса. Поэтому мы решили спросить ее, как у нее получается дарить волшебные светлые миры детства окружающим людям. А она рассказала нам, как происходит процесс создания персонажей и других рисунков, откуда взялся Смелый Федя, и почему рисование — это именно то, чему она себя посвятила. Желаем вам приятного знакомства с удивительной Ксюшей!


«
Если ребенок с детства видит только доброе хорошее и милое, то он просто не может стать плохим человеком. Мне хочется так думать!

»

Ксения, расскажите о себе, как вы стали иллюстратором, на кого учились, как нашли свой стиль?

Меня зовут Ксюша. Мне 24 года, и в настоящее время я живу в Екатеринбурге. У меня никогда не было проблемы выбора рода моей деятельности. Я рисовала с тех пор, как я себя помню, и всегда знала, что моя работа будет как-то связана с рисованием. У меня была книжка, старая советская, и там были собраны разные иллюстраторы, которые оформляли детские книжки. Я о таком, если честно, даже не думала мечтать: это были для меня недосягаемые профессионалы с колоссальным опытом, знаниями и умениями. Мне казалось, что мой максимум — это рисовать открытки. Я думала, что, вот, если люди еще их и покупать будут, то это и есть вершина успеха.
Когда пришла пора поступать, я решила пойти на графического дизайнера. Учеба только утвердила меня в решении стать иллюстратором. Но сказать, что я им уже стала, я не могу. И обозначить свой стиль — тоже. На моей основной работе (графический дизайнер) я работаю в совершенно разных направлениях, в разных областях и с несколькими заказчиками (я занимаюсь дизайном упаковки). Поэтому, когда я рисую для Смелого Феди — это не стиль, а от души. Это мое внутреннее «я» в настоящий момент. Я не хочу ограничивать себя какими-то рамками или стилями, думаю, что Смелый Федя будет развиваться вместе со мной.

С чего все началось, когда вы решили, что хотите создать «Смелого Федю»?

Год назад я поняла, что помимо основной работы дизайнером, где я всегда завишу от пожеланий заказчика, мне хочется порисовать что-то для себя, для души, и просто делать то, что нравится. Я получаю от этого колоссальное удовольствие. И я не хочу называть это работой. Это просто мое любимое занятие! Цели делать какой-то коммерческий проект изначально даже не предполагалось. Хотелось сделать площадку, в которой бы я делилась своими работами, но потом появился Смелый Федя и все решил за меня. И детская тема тоже как-то началась сама собой. Думаю, она стала мне близка примерно пять лет назад, когда у меня появилась младшая сестренка, которая сейчас с удовольствием изучает буквы по моему алфавиту.

Как вы придумали название, и почему именно такое?

Мне часто задают этот вопрос, и я теряюсь, как ответить кратко. Слово «смелый» в нашей семье имеет немного другое значение, чем в привычном смысле. Моя младшая сестра Лида (ей сейчас пять лет), когда была поменьше, выбирала себе в гардероб только «смелые» вещи. Она могла сказать «эти носочки несмелые, не буду их надевать сегодня!» или «какой смелый рисунок получился». И это слово так и закрепилось с особым позитивным значением. А с именем Федя тоже очень много связано: у наших друзей есть сын Федя, у нас фамилия Федюлина, и мужа в университете все называли Федей. Сначала нам придумался образ Смелого Оленя (потому что моя любовь к оленям — это тоже отдельная история), а потом нужно было дать ему имя, и вопросов, какое, не возникло.

Для кого вы создаете ваши добрые иллюстрации, и кто — основной поклонник вашего творчества: дети, взрослые, родители?

Так получилось, что главная аудитория — это все-таки дети. На маркетах я часто вижу, как малыши с улыбкой и удовольствием рассматривают наши картинки, приводят родителей снова и снова к нашему столу. Но не все взрослые разделяют восторженного мнения детей о наших работах. Конечно на тех же мероприятиях я вижу и «своего зрителя». Думаю, это современные родители, знающие тенденции зарубежного детского дизайна, которые сейчас можно наблюдать на pinterest, в instagram и блогах. Или просто ребята, которым нравятся милые добрые картинки. Я думаю, сейчас родители стали понимать, что изображения и вещи, которые окружают ребенка, тоже играют ключевую роль в развитии его личности.

Где вы ищите вдохновение для ваших образов?

Этим летом моим большим вдохновением стало наше с мужем путешествие в Норвегию. Это места сказочной красоты и энергетики! Много моментов и кадров из этой поездки витает в голове, и хочется их все воплотить в картинки. Удивительно, но благодаря этому путешествию, мы открыли для себя место, где мы живем — Урал. Поняли, что необязательно ехать на край света, можно оглянуться вокруг и найти не менее прекрасные места.

Недавно я прочитала книгу «Вино из одуванчиков» Рэя Бредбери, и эта книга стала для меня настоящей сокровищницей образов и идей. Читаешь ее и как будто окунаешься в детство, плаваешь в этом состоянии. Я перечитывала некоторые абзацы снова и снова и погружалась в мир детства и лета. Сейчас у меня период вдохновения старыми фотографиями прошлых веков. Можно смотреть до бесконечности. Невероятные костюмы, позы, улыбки. Счастливые моменты из другого мира, других жизней. Это такая машина времени! Вообще, недавно пришло осознание того, что мы — часть истории. Что это не просто книжки и предмет в школе, а что-то важнее и больше. Такие мысли вдохновляют!

Конечно, все образы, которые рождаются, лучше всего могут рассказать обо мне и нашей семье, иначе просто не получается. Например, Белочка (интерьерные наклейки) любит чаепития, домашние посиделки и желуди собирать. А Лисенок любит море, странствия и маяки. Это все про нас и про наших друзей. Поэтому вдохновение — это то, что мы любим. Образы семьи, уюта и путешествий. А еще мне кажется, что меня вдохновляют мои будущие дети. Хочу, чтобы им тоже понравилось все, что я делаю сейчас.

Сколько времени уходит на создание одного рисунка/магнита/открытки?

Сложно сказать про все работы, всегда по-разному. Я сейчас только начала ставить себе какие-то конкретные сроки, точнее, это муж меня учит, а иначе проект просто может растянуться на длительное время. Ну, вот, например, процесс создания азбуки занял около двух месяцев. Сначала я составила список слов на каждую букву, советовалась с друзьями и семьей. Потом, после карандашных эскизов, воплощала задумки гуашью. Затем дорабатывала каждую иллюстрацию на компьютере. Обычно, когда я рисую какой-то проект, я стараюсь выкладывать процесс в instagram. Мне кажется, что это очень важно, когда ты можешь увидеть не только конечный результат (магниты, наклейки или постер), но и следить за процессом их создания.

О чем вы мечтаете?

Тут все просто. Мечтаю о домике в лесу и большой дружной семье!

Много ли вы рисовали в детстве?

Да, очень много? гораздо больше чем сейчас. У меня до сих пор есть коробка с моими детскими рисунками дома у мамы. Есть даже нарисованные в 1,5-2 года (раннее творчество) — микросхемы или карты других миров. Мама говорила, что это воспоминания из предыдущей жизни. Вообще, меня никогда не ограничивали, где рисовать, поэтому все обои были старательно мною разрисованы. В первом классе художественной школы у меня даже была своя персональная выставка, а в 3-ем классе основной школы я придумала «издательство» и оформляла свои повести в настоящие книжки. С картинками, колонтитулами, исходными данными — все как положено! Некоторые бережно хранятся до сих пор.

Расскажите о вашем рабочем процессе и месте. Вы за творческий беспорядок или строгую аккуратность?

Ох, это больная тема нашей семьи. Ни о каком порядке и аккуратности во время моего творческого процесса не идет речи, к сожалению. Даже если я заранее приготовлюсь и освобожу свой огромный стол, то в процессе и под конец это превращается в кучу листов с эскизами, палитрами, открытыми красками, кисточками, баночками и тому подобным. Еще наша кошка очень любит со всем этим играть и, вообще, следить за процессом, а потом утащит кисточку или крышку от краски, которую я после этого тщетно ищу по всему дому.

Если верить в чудеса, то в какие вам бы хотелось верить?

Я верю, что в чудеса нужно верить, чтобы они случались! Иногда бывает, поймаешь какое-то свое состояние, настроение, идешь по улице, и все вокруг кажется чудом: и солнце, и люди. И в этот день обязательно что-то случится чудесное! Или, например, встречаешь нового человека, и вы начинаете говорить и понимать друг друга так, будто знакомы сто лет. И столько всего общего, столько совпадений, что понимаешь: вот это чудо! Или идешь в другой стране, в новом городе в шапках-оленях, а на встречу идет пара тоже в шапках-оленях, и вы улыбаетесь друг другу, как будто у вас общий секрет. Вообще, чудес много очень, нужно просто уметь и хотеть их замечать.

В чем особенность создания рисунков для детей? Какими они должны быть? Цвета/образы, линии?

Мне кажется, нет какого-то канона иллюстрации для детей, главное то, что ее сделали с душой и любовью, что она несет в себе добрые эмоции. Но не все разделяют эту позицию. Кому-то важно, чтобы вокруг ребенка были конкретные и понятные образы. Например, кошка должна говорить только «мяу», а собака — гавкать. А вот олень никому не понятен, ведь никто не знает, как говорит олень! Мне кажется, что мы не должны ограничивать детей тем, что, как нам кажется, будет яснее и понятнее. Ребенку неважно, насколько анатомически похоже изображен персонаж, важна же эмоция, которую вызывает картинка. Даже плохого персонажа можно нарисовать добрым.

Главное — любить то, что ты делаешь, и плохо просто не получится, дети ведь очень чувствуют фальшь и неискренность. И в картинках это тоже чувствуется. И если ребенок улыбается — моя задача уже выполнена!