Бьют? И ты не стесняйся.
Нельзя себя давать в обиду. Если бьют, дай сдачи.
Очень многие родители придерживаются именно такой установки при воспитании детей. Конечно, кому хочется, чтобы его малыш был битым и считался слабаком?
Давайте попробуем вместе понять, где в этом вопросе разумная грань дозволенного и разумного.
Давать сдачи надо уметь. С этим сложно поспорить. Но только не в младшем дошкольном возрасте. Иначе ребёнок просто запутается: с одной стороны говорят, что можно тоже ударить в ответ, а с другой, что драться плохо. Малышу в таком возрасте ещё сложно понять, когда он нападает, а когда защищается.
Родители думают, что дать сдачи — значит защитить себя. Но выходит, что подвергают своего же ребёнка риску. Ведь никогда не предугадаешь, какой весовой категории окажется другой ребёнок.
Если речь идёт о детском саде, не забывайте, что воспитатель несёт ответственность за жизнь и здоровье детей, а ещё играет роль медиатора в детских конфликтах. В этом случае куда мудрее будет научить ребенка обращаться за помощью к нему. Взрослый разберёт ситуацию и объяснит, при этом никто не пострадает.
А ещё хорошо бы всем помнить, что на каждое правило есть исключение. Вы можете установить правило «Дай сдачи!». И следом указать на исключения: «Тебя могут задеть случайно, в этом случае бить не надо», «Малыши ещё не понимают, что делают, их бить нельзя».
И, наоборот, установите правило «Бить нельзя!». И расскажите об исключениях: «Могут возникнуть ситуации, когда мирные намерения и разговоры не работают, тогда можно ударить».
Подумайте в масштабах общества, каким будет мир вокруг в зависимости от того, что выберет большинство. Каким будет правило, а каким — исключение.
Дать сдачи — это умение станет актуальным в школьном возрасте, когда постоянного присмотра за детьми нет, и надо уже самому за себя постоять. Но в этот период ребёнок уже должен знать о мирных способах решения конфликта. Должен знать хотя бы элементарные принципы ведения разговора. Должен чётко понимать, где он обороняется, а где сам является инициатором физического насилия. И как раз к этому приведёт его прошлый опыт — колотил ли он всех подряд с годовалого возраста или учился у взрослых грамотному решению конфликта.
Мы все хотим лучшего для своих детей. Давайте же их учить общаться, не вредя при этом окружающим и самим себе.