fbpx
Европа Путешествия Россия

Россия/Грузия — Georgian Military road

Незабываемое путешествие

• 0 км • Стоял жаркий полдень. Я мирно дремала на пассажирском сиденье под мерные ритмы любимого Bonobo (смело качайте альбом Black Sands для дальней дороги) после честно осиленных 150 км за рулем. Как вдруг, разбуженная проскользнувшим по лицу солнечным лучом, бросила взгляд в окно и увидела их – первые настоящие горы с землистого цвета подножьем и снежными шапками на вершинах. Мы въезжали в Аланию. Это очень странное и восхитительное чувство, когда, не пересекая пределов родной страны, ты вдруг оказываешься словно на другом континенте. Не располагая достаточным временем (две недели для выбранного маршрута оказались просто крошечным сроком), но не в силах отказать себе в желании хоть немного прочувствовать культуру проезжаемого региона, предварительно посоветовавшись с TripAdvisor, мы свернули перекусить в крошечное кафе с труднопроизносимым названием «Фыдджынта». Меню там совсем простое и очень маленькое: несколько салатов, соусы и пара мясных блюд, вот, пожалуй, и все. Но непременно стоит попробовать местные пироги с мясом (они и называются «фыдджын»). А если вы располагаете парой лишних часов, советую немного свернуть с маршрута и пообедать в ресторане «Долина Солнца» . Он расположен непосредственно в горах и достоин посещения уже ради одного вида, открывающегося с веранды. К тому же здесь, как и везде, кажется, в этих краях, все очень вкусно: мясо, приготовленное на огне, свежие овощи, домашний хлеб, хачапури и всевозможные лимонады.

• 22 км • Перекусив и сделав пару фотокарточек горных вершин на память, мы отправились в путь. Следующей нашей остановкой стали уже пограничные пункты между Грузией и Россией, которые, надо заметить, и без дополнительных мер безопасности выглядят весьма неприступно за счет окружающего ландшафта – они расположены в узком ущелье, со всех сторон которого вздымаются ввысь горные махины. И именно здесь, как только колеса нашего автомобиля коснулись дорожного гравия страны гор и солнца, началось настоящее волшебство. Нашим глазам открывались виды настолько разнообразные и живописные, что запомнить, успеть рассмотреть и, конечно, сфотографировать хотелось буквально каждый поворот дороги. Запечатлев на память свои голые коленки на фоне великолепной панорамы гор и продолжая не выпускать из рук камеру, я беспокойно вертелась на пассажирском сиденье в попытках ничего не пропустить.

• 40 км • Солнце стояло в зените, когда мы въехали в небольшой поселок Степанцминда. Именно здесь была запланирована наша первая долгая остановка, для которой мы выбрали Alpenhaus B&B . А для любителей еще более роскошных видов прямо из отеля могу порекомендовать Rooms Hotel Kazbegi , пейзажи за его окнами едва ли способны оставить кого-то равнодушным. Поселок Степанцминда находится совсем недалеко от границы и как нельзя лучше подходит для того, чтобы передохнуть после утомительной дороги, как следует выспаться, насладиться местной домашней кухней (большинство заведений здесь являются семейным бизнесом, в каждом кафе вас ждет свой рецепт хачапури и остри от миловидной добродушной хозяйки), погулять по нешироким улочкам, забраться повыше и оглядеть все под другим углом, попробовать домашнее вино и свежие фрукты, побродить по горным склонам в попытке приблизиться к табунам разномастных лошадей с задиристым вожаком и встретить ярко-алый закат на веранде отеля, чтобы на следующий день вновь пуститься в путь.

• 50 км • После плотного завтрака на свежем воздухе утром следующего дня мы отправились дальше. За окнами автомобиля снова и снова вырастали словно из ниоткуда горы с редкой порослью на склонах и бродящими у подножий отарами овец. Поддавшись любопытству, мы наугад свернули на одну из проселочных дорог, поднимающихся высоко в горы. Ярко светило июльское солнце, полноприводный кросcовер бодро шуршал гравием дороги под мерные ритмы музыки из радиоприемника. Тут и там встречались местные жители на минивэнах или стареньких седанах, резвились совсем еще крошечные жеребята под зорким присмотром матерей, рассекали звенящий от тишины воздух птицы. Спустя пару поворотов крутого подъема мы остановились полюбоваться водопадом, вдохнуть влажный от его капель воздух и сделать несколько карточек на память. Вернувшись в автомобиль и преодолев еще несколько сотен метров, мы оказались перед тропой настолько узкой, что пройти по ней можно было разве что пешком. Припарковав машину, мы шаг за шагом взбирались вверх, скользя подошвами ботинок по утоптанному грунту дороги. Справа открывался великолепный вид на весь проделанный путь и глубокое ущелье, запыхавшись, я старалась внимательней смотреть под ноги, как вдруг из кустов с шорохом вышел лохматый ослик, оказавшись с нами лицом к лицу. Он задумчиво провожал нас взглядом, пока мы поднимались все выше и выше. По пути стало встречаться все больше людей с объемными походными рюкзаками за спиной, мы вышли к кемпингу. Передохнув на склоне среди ароматных трав и цветов, наигравшись с местными жеребятами, сделав не менее сотни фотографий, прогулявшись босиком и перекусив захваченными с собой фруктами, мы стали собираться в обратный путь.

• 61 км • Один из плюсов Военно-Грузинской дороги в том, что почти все достопримечательности вы сможете рассмотреть непосредственно с трассы, никуда не сворачивая. Это справедливо и по отношению к встретившемуся далее на нашем пути минеральному источнику, он расположен прямо у обочины. Здесь можно освежиться, набрать чистой питьевой воды, купить перекусить и немного передохнуть. Тем не менее рекомендую воздержаться от необдуманных приобретений, потому что цены здесь, как и в любом сугубо туристическом месте, сильно завышены.

• 67 км • Чуть дальше, всего лишь в 50 метрах от дороги, нависает над ущельем на высоте 2384 м над уровнем моря небезызвестная Арка Дружбы Народов. Это еще одна идеальная локация для отличных снимков, покупки сувениров и даже для полета на пароплане над ущельем для самых смелых. Самое сильное впечатление, конечно, производит не архитектура самой арки, а открывающаяся с нее панорама: массивы гор, глубокое ущелье и молочно-голубого цвета небольшое озеро на самом его дне.

• 77 км • Дальше на вашем пути встретится пик Садзели – вершина высотой 3628 м. Здесь активно идет строительство все новых гестхаусов и отелей в стиле баварских домиков, что, надо заметить, очень выигрышно смотрится на фоне горной местности. Если в запасе у вас есть немного времени, непременно поднимитесь на самый верх при помощи подъемника – на вершине горы даже в разгар лета лежит снег и открывается отличный вид на окрестности.

• 95 км • Миновав Гудаури, один из самых больших горнолыжных курортов страны, вы получите отличную возможность еще раз полюбоваться видами с высоты, если будете достаточно внимательны и различите по правую сторону от дороги поросшую высоким разнотравьем тропинку к еще одной смотровой площадке. Она носит название «Крест», и хотя расположена она всего в паре метров от обочины, не проехать мимо не так уж и просто. Из-за такого местонахождения туристов здесь почти не бывает, поэтому панорамой есть все шансы насладиться в полном одиночестве.

• 131 км • Следующей локацией на нашем пути, где невозможно не остановиться, стало Жинвальское водохранилище. Почти на самом его берегу возвышается крепость Ананури, рядом с которой нестройными рядами разбросаны сувенирные лавки, продают воду и фрукты. После обилия горных массивов глаз приятно отдыхает, разглядывая гладкую поверхность воды молочно-голубого оттенка. Здесь чудесно сделать небольшой привал, передохнуть или даже искупаться. А на прощанье, когда вы продолжите путь, с высоты моста, по которому проходит трасса, водохранилище еще раз откроется взору немного с другого ракурса.

• 175 км • Последней нашей остановкой стал древний город Мцхета уже на подъезде к Тбилиси. Несмотря на середину июля, вторая половина дня выдалась дождливой. Но надо сказать, такая погода очень к лицу городу, его мощеным мостовым и узким улочкам. Здесь очень приятно неспешно прогуливаться среди торговых рядов, выбирать сувениры, сворачивать в переулки наугад. Можно выйти к озеру, прокатиться за небольшую плату на лодке, погладить запряженных в открытую карету лошадей на площади, перекусить и сделать еще одну порцию великолепных снимков на память.

Путевые заметки

  • Грузины очень доброжелательны и открыты к общению. Но, чтобы спросить дорогу или совета, лучше выбирать представителей старшего поколения — молодежь почти не говорит по-русски.
  • Не стоит переживать, если погода выдалась пасмурной или дождливой. Приглушенные тона и полутени только украсят виды на ваших фотокарточках.
  • Несколько коров, полностью или частично перегородивших движение, — это абсолютно нормальная ситуация. Животные вальяжно лежат на проезжей части, в то время как водители аккуратно проезжают мимо.
  • Если речь не идет о побережье, слишком короткие шорты или чрезмерно откровенное декольте вызовут неодобрительные взгляды местных жителей.
  • Во всех заведениях национальные блюда готовят совершенно по-разному. У каждого повара или хозяйки здесь свои секреты рецептуры.
  • Какого бы невероятного размера не были отары, вы не увидите рядом больше двух пастухов.
  • Лошади пасутся на склонах гор совершенно свободно и без каких-либо отличительных признаков. Как их потом находят и возвращают в конюшни так и осталось для нас загадкой.

Рекомендации

  1. Обязательно продумайте маршрут заранее и сделайте пометки в навигаторе. Несмотря на близость достопримечательностей к трассе, их не всегда легко приметить.
  2. Не забудьте попробовать все виды хачапури, которые встретятся в местных меню. Это и правда очень вкусно!
  3. Не пренебрегайте ТО автомобиля перед поездкой. Найти сервис в горных селениях будет отнюдь не просто.
  4. Непременно попробуйте местные сорт инжира. Он совсем не похож на знакомый нам, но потрясающе вкусный.
  5. Перед выездом из страны проверьте автомобильные штрафы. Оплатить на границе их придется в любом случае.
  6. Не переоценивайте возможности своего автомобиля. Не стоит рисковать спонтанными съездами с дороги, если машина не полноприводная или с маленьким клирансом.

Вам также может понравиться...